Первой Одесской Церкви ХВЕ – 90 лет
Репортаж с торжественного Богослужения, которое состоялось 20 ноября 2011 года
Вспоминаю библейскую историю о том, как Христос с учениками были приглашены в Кану Галилейскую на брак, где через Его Божественное вмешательство все самое хорошее осталось напоследок. Многие Церкви уже давно отпраздновали 90-летие приезда Ивана Воронаева в большевистскую Россию, и только в конце ноября состоялось торжественное Богослужение в Первой Одесской Церкви, которая имеет непосредственное отношение к этому событию. Имела также честь быть приглашенной на этот праздник делегация Новокаховской Церкви, в составе служителей и духового оркестра. Выезд состоялся 20 ноября около четырех часов утра. «Духовики» погрузили в автобус свои инструменты и мы с молитвой на устах выехали в дорогу. Вскоре на горизонте заалел небосвод, первые лучи восходящего солнца прогоняли ночную тьму, и весело говорили о наступлении нового дня. Вот так в свое время Иван Ефимович Воронаев привез и на нашу землю Божественный свет евангельского учения. За окном движущегося автобуса замелькали высотные дома города Одессы. Вскоре нас приветливо встречали местные братья и сестры на территории прекрасного Молитвенного Дома. Мы не отказались от вкусного завтрака, приготовленного заботливыми руками сестер. После этого духовой оркестр начал подготовку к служению. В 10 часов утра началось праздничное Богослужение, посвященное 90-летию Первой Одесской Церкви Пятидесятников. Приезжие гости, не жалея теплых слов, поздравляли местных братьев и сестер с этой знаменательной датой, желая Божьих благословений в дальнейшем пути к Небесам. Своим вдохновленным пением прославили Бога три помесных хора: центральный, молодежный и даже детский. В общем, праздничная программа была очень насыщенной, но в ней нашлось место и для Новокаховских гостей, которые послужили игрой на инструментах, псалмами и стихами, за что особая благодарность руководству Церкви. Чтобы сегодня поместная Церковь свободно собиралась в прекрасном Молитвенном Доме, кому-то в далеких 20-х годах нужно было жертвовать своей свободой, пролить немало слез, перенести насмешки и побои, разлуку с родными, днями и ночами стоять на коленях. Именно об этом подготовил свой интересный доклад диакон Церкви брат Александр Осипов, который сокращенно подаем ниже: «Каждая поместная Церковь имеет свои корни, свои особенности, свою историю. Историческая уникальность истории Одесской Церкви Христиан Веры Евангельской в том, что она, фактически, стала колыбелью пятидесятничества на Юге Украины». * * *
История Первой пятидесятнической Церкви в Одессе начинается с возвращения из-за границы благословенного миссионера и проповедника Ивана Ефимовича Воронаева. 12 августа 1921 года он вместе со своей женой, Екатериной Афанасьевной Башкировой, прибыл в г. Одессу, где их сразу же после прибытия, арестовали для выяснения личностей, и поместили на две недели в карантинные казармы. После их освобождения, в сентябре 1921 г., образовалась небольшая группа христиан, которая по ноябрь этого же года собиралась в квартире дворника Гудкина (имя которого, к сожалению, неизвестно), в подвале ЖД Вокзала. Он во время богослужений выходил на улицу и как можно громче подметал, чтобы не было слышно молитвы христиан. 12 ноября 1921 года община, во главе с Воронаевым, сняла помещение в Сабанском переулке, 2 (угол Маразлиевской), где уже официально была открыта Церковь Христиан Веры Евангельской Пятидесятников. Но так как собрание значительно увеличилось, уже через полтора года места для всех не хватало, поэтому арендовали другое помещение по ул. Тираспольской, 4. После этого Церковь сменила еще несколько помещений: на ул. Жуковского, 39 (угол Александровского проспекта), оттуда в апреле 1926 года Церковь, имея около 370 членов, переехала в новый дом по адресу ул. Чичерина (Успенская), 91 (сейчас это здание Экономического Университета). В зале свободно могли разместиться 1000 человек. Каждое воскресенье здесь проводилось два Богослужения: с 9.00 до 13.00 и вечернее с 18.00 до 21.00. В будни: по вторникам проводились сестринские Богослужения, по средам – призывные, а по пятницам – молитвенные. Каждый понедельник с утра функционировали курсы для проповедников, а уже после обеда и до вечера очередь приходила молитвенной группе. В общем, церковная жизнь была насыщенной и плодотворной. В 1927 году, благодаря миссионерской работе разъездных проповедников и евангелистов, от Одесской Церкви открылись две дочерние: в районе рынка «Привоз» и на Молдаванке, руководителями которых были Василий Колтович и Матвей Рюмшин. В этом же году регентом Степаном Прежедецким были открыты регентские курсы, а секретарем Церкви Полиной Кушнеревой – кружек кройки и шитья для молодых сестер. И уже к 1929 году в одесских Церквях было больше 1000 христиан. В ночь с 6 на 7 января 1930 года, органами ОГПУ Иван Воронаев был арестован и вместе с ним почти все служителя Церкви: Ефим Безуглый, Василий Колтович, Матвей Рюмшин, Игнатий Подлесный, Иван Ильич Лучинец. После этого Церковь ушла в подполье, видимая активная деятельность была прекращена, а служения вновь совершались по домам и на квартирах. Спустя какое-то время, во главе Одесской Церкви стал бывший комендант военного гарнизона города Одессы – Иван Осипович Славик (Ян Юзефович Коваш), который родом с г. Непомук (Чехословакия). В 1933 году был арестован и выслан в Алма-Ату, как изменник родины. Летом 1936 года Воронаев вернулся в Одессу. Единственное, что он успел сделать – это посетить могилу дочери на втором Христианском кладбище, 46 участке на Черноморской дороге. Люди, узнав о его местонахождении, собрались к нему и провели благословенное Богослужение. На следующий день, после вечернего Богослужения в Лютеранской Кирхе, Воронаева вновь арестовали. Из заключения он уже не вернулся. В начале 40-х вернулся из ссылки и возглавил Церковь Яков Петрович Стрихарь, уроженец Подольской губернии, маляр, который проживал в квартире по улице Спиридоновской, 31, где и проводил Богослужения. Ему в служении помогал брат Швабский Федор Семенович. Умер брат Яков в 1954 году. После августовского соглашения, одесские Пятидесятники (под руководством Ивана Ильича Лученца) и евангельские христиане Баптисты образовали единый союз ВСЕХиБ, и с ноября 1945 года собирались в помещении Лютеранской Кирхи с 5:00 до 8:00 утра. В 1950 году Одесской объединенной Церкви Пятидесятников и Баптистов выделили помещение по ул. Серова, 34 (бывший цех по изготовлению синьки), возглавлял объединенную Церковь прибывший из Кировограда пятидесятник Николай Васильевич Кузьменко. Вскоре из ссылки в Одессу вернулся брат Лучинец Михаил Ильич, он жил и проводил Богослужения в подпольной Церкви Пятидесятников на квартире по ул. Подбельского, 23. В 1970-1976 годах два родных брата, Афанасий Иванович и Василий Иванович Шавловские, предоставили для проведения Богослужений автомобильные гаражи, один из которых находился на пос. Большевик, ул. Полевая, а другой – в районе Живаховой горы, на ул. 8 Марта. В это время из города Бердичева приехал брат Богун Виталий Васильевич и был рукоположен М.И. Лученцом на служение пресвитера. В период 1944-45 гг. в подпольной Церкви Пятидесятников насчитывалось около 400 членов. По воспоминаниям очевидцев, одесская Церковь в этот период, была очень сильной духовно и возрастала количественно. Многие называют тот памятный гараж Афанасия Ивановича Шавловского «баней» или «парной», так как оттуда сложно было выйти сухим. В середине 70-х гг. в Церкви произошло разделение, часть верующих осталась в гараже, а остальные – совершали Богослужения по домам в поселках Шевченко, Ильичьевка и в других местах. Так как используемые помещения не вмещали членов Церкви, то братья служителя приняли решение найти частный дом, чтобы переделать его на Молитвенный. С этой целью был куплен дом на Слободке по ул. Куницы, 4. В это время в Одессу приехал брат Иван Фомич Лещук, который нес служение пресвитера в селах Новоселовка, Цебриково и Воробьево-Ивановка. Его переезд совпал с выходом Церкви Пятидесятников из подполья на открытое служение. Поэтому братья двух групп пригласили Лещука И.Ф нести пресвитерское служение в объединенной Церкви и в новом Молитвенном Доме. В феврале 1976 года Лещук Иван Фомич был избран пресвитером Одесской Церкви ХВЕ. Но вскоре Молитвенный Дом на Слободке по ул. Куницы, 4 уже не вмешал всех верующих, поэтому вновь остро встал вопрос о постройке нового большого Молитвенного Дома. 20 апреля 1990 года горисполкомом было разрешено проектирование и строительство Молитвенного Дома по ул. Пестеля, 29. В августе 1994 года Церковь перешла в новый Молитвенный Дом и совершала Богослужения в подвальном помещении. А в апреле 1998 года на праздник светлого Воскресения Иисуса Христа, было совершено первое Богослужение в центральном верхнем зале храма. И по сегодняшний день Первая Одесская Церковь проводит Богослужение именно в этом Молитвенном Доме. * * *
В этом праздничном Богослужении было еще много желающих прославить Господа своими талантами, но неумолимое время мчит вперед, даже праздничную программу пришлось укорачивать. И вот торжественное Богослужение, которое длилось более четырех часов, подошло к концу. Но радушные братья и сестры никого отпускать не собирались. Всех гостей пригласили на вкусный и очень щедрый обед.
Мне удалось взять краткое интервью у старшего пресвитера Первой Одесской Церкви Роникера Юрия Михайловича: – Брат Юрий, в Одессе много Церквей христиан-пятидесятников. Можно ли утверждать, что именно ваша Церковь является Первой Одесской Церковью Пятидесятников, сподвижником которой был Иван Воронаев? – Мы приняли свое служение непосредственно от тех служителей, которые несли свое служение при Воронаеве. К сожалению, практически все эти братья и сестры уже отошли в Вечность и пополнили ряды Небесной Церкви. – Из «союза» Пятидесятников на Юге Украины вышла Первая Одесская Церковь, на западе Первая Кременецкая (да и многие другие!) Как вы можете это прокомментировать? Может ли это для «союза» означать, что скоро, как написано в Малахии, не останется ни корня, ни ветвей? – Скажу лишь о своей Церкви. Мы видели многое в «союзе», что не соответствовало Слову Божьему. Пытались увещевать, говорить, но все было бесполезно и не принесло желаемого результата, поэтому наша Церковь решила стать самостоятельной и выйти из «союза». – Одесская Церковь уже давно вышла из «союза», как вам до сегодня удавалось жить и побеждать? – Слава Богу, что мы имеем дружеское христианское общение со многими хорошими Церквями, стоящими в истине, как в «союзе», так и вне его, которые за нас молятся и поддерживают. – Поделитесь вашими планами на будущее! – Некогда Давид играл на гуслях. Что происходило? Злые духи оставляли человека. В нашей Церкви есть много талантливых подростков и молодежи, которые учатся в музыкальных школах играть на разных инструментах. Хочется, чтобы они играли и пели в силе Святого Духа, а люди, слыша, – каялись и освобождались от сатанинских оков. Чтобы Господь в великой мере прославился!!! – Пожелание Новокаховской Церкви и всем читателям газеты «Христианин». – Самое главное пожелание, чтобы мы имели встречу в небесах, потому что мы все туда стремимся. Потому нам нужно идти тем узким путем, которым прошел Иисус Христос.
...Гостеприимный Молитвенный Дом, удобно расположенный на улице Пестеля, 29, нехотя провожал своих гостей. Сегодня отпраздновали юбилей, а завтра новые версты, новые вершины и долины, но никакие трудности не смогут одолеть Церковь Христа!!! «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мтф. 16:18)
Стоишь ты под вой урагана, Стоишь ты, проходят века! Сегодня стоишь, как и прежде, Прекрасная Церковь Христа!
Новокаховская Церковь ХВЕП сердечно поздравляет Первую Одесскую Церковь с 90-летием! Пусть не угаснет на вашем жертвеннике огонь Святого Духа! А нас еще ждали братья и сестры в пгт Березанка на вечернее Богослужение, которое Господь обильно благословил. Наши братья служили Словом, воодушевленно играл духовой оркестр, сестры с волнением рассказывали стихи, пел хор, казалось бы, ничего особенного, но в таком простом семейном общении чувствовалось присутствие Божие! Из Березанки выехали около 10 часов вечера. По дороге домой, забыв об усталости, мы воспевали Господу хвалу! И приходило ясное понимание того, что каким бы ни был трудным христианский путь, прекрасней его нет во всей Вселенной!
(Нова Каховка – Одесса – Березанка – Нова Каховка) Подготовила Надежда ГОРБУНОВА
Газета «Християнин» 06(44)2011
|