Символы Древней Церкви (История)
Учение Церкви может быть выражено не только словом, но и символом, который заключает в себе удивительное разнообразие значений. Красота формы и глубина содержания символа образуют тесную гармоническую связь, помогающую нам по-новому прикоснуться к тайне христианской веры.
Искусство раннехристианских общин загадочно и таинственно. Оно развивалось в страшные времена гонений и расцвета языческих мистерий, которые находили себе опору в древних религиях народов, покоренных Римом. Расцвет философской мысли и крайние формы скепсиса и цинизма соседствовали с неистовым мистицизмом и культом силы. Духовная жажда мучила империю. И в этом всеобщем хаосе рождался Источник Живой Воды – Церковь. Ранние христиане строго охраняли тайну веры от язычников, чтобы не предать на поругание и осмеяние толпе драгоценную жемчужину истины. Тайна христианского учения сообщалась человеку не сразу, так как его сознание еще не было подготовлено к пониманию полноты Откровения. Нужно было время для того, чтобы язычник смог стать полноправным членом Церкви. Церковное учение сообщалось поэтапно, все больше и больше раскрывая свою глубину и просвещая человеческий ум. Для того, чтобы скрыть истину от непосвященных, ранние христиане использовали язык символов и аллегорий. Слово «символ» происходит от греческого «связывать, соединять», что означает определенную связь между человеком и той истиной, которая выражена при помощи символа. Она не просто становится достоянием разума (отвлеченным пониманием), а имеет вполне реальное воздействие на человека, духовно преображая его личность. Язык символов пронизывает все стороны жизни Церкви. Его можно найти и в христианских гимнах, и в богослужебной практике, и в изобразительном искусстве. Этот язык многогранен, чрезвычайно насыщен и достаточно сложен для понимания даже современному образованному человеку. Для того, чтобы приобщиться к сакральному языку христианских символов, необходимо знание античной мифологии, библейской истории и многих других наук. Но самое главное – это стремление познать, принять в свое сердце истину христианской веры. Только тогда символ сможет заговорить. Постепенно, приобщаясь к христианскому откровению, человек замирает в неизреченном удивлении и восхищении перед той глубиной, которая открывается ему. Это состояние невозможно описать, его можно только пережить. Обратимся к самому образному языку первохристианских символов.
Рыба Рыба является одним из древнейших символов веры христиан. Сочетание пяти греческих букв, составляющих это слово: Ίχθύς (Ихтис), означает «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Таким образом, изображение рыбы является символом, через который христианин приобщается к одному из самых важных положений веры.
Хлеб Другим широко распространенным символом ранних христиан является хлеб, который символизирует новую жизнь во Христе. Зерно должно умереть в земле, чтобы взойти новым колосом; свое единство зерна обретают в хлебе, соединяясь в единое целое. Так и человек, который хочет стать христианином, должен умереть для греховной жизни через таинство Крещения (образ зерна) и принести духовный плод (образ колоса) и, в конце концов, соединиться с другими людьми (зернами) в единстве Церкви как Тела Христова (образ хлеба). Вера во Христа Спасителя вместе с пребыванием в единстве церковной жизни являются условиями нашего спасения и обретения новой жизни в Царстве Небесном. Соединение символов хлеба и рыбы является символом Евхаристии (причащения) – нашего соединения со Христом.
Агнец Широко известен в раннем христианском искусстве образ агнца. Спаситель в Своих беседах с народом неоднократно указывал на него. В первохристианской Церкви агнец являлся символом Христа на основании евангельских слов: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан. 1:29). Образ Агнца восходит к ветхозаветной пасхальной традиции, в которой жертвенный агнец символизирует заключение завета с Богом. Нередко агнец изображается с крестом над головой, что указывает на то, что Спаситель, уподобившись агнцу, принес Себя в Жертву для спасения человеческого рода. Образ агнца используется также в значении праведной души. В древнехристианских изображениях нередко можно увидеть образы агнцев, идущих по направлению к Источнику жизни, который символически выражен в форме креста с исходящим из него потоком живой воды. Агнцы означают души праведных христиан, спешащих приобщиться ко Христу.
Добрый пастырь В непосредственной связи с образом агнца находится образ доброго пастыря (человека, несущего на плечах овцу). Этот символ был так известен, что люди, слушающие христианских проповедников, могли живо представить себе слова Спасителя: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан. 10:11). Образ доброго пастыря выражает древнейший Символ веры: «Иисус Христос – Спаситель».
Светильник Еще одним важным символом Спасителя является светильник. Этот евангельский образ также имел широкое распространение среди первых христиан. В словах Христа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8:12) и сосредотачивается основное значение этого символа. Спаситель в своих притчах неоднократно приводит образ светильника для обозначения Света Истины. В словах древнего гимна «Слава Тебе, показавшему нам свет» выражена вера во Христа, который является единственным Источником праведности и мудрости. Следует отметить, что символы часто объединяются в определенные комбинации, которые рождают новое прочтение уже известных значений. Так их смысл становится поистине неисчерпаемым по своему образному языку и глубине передачи все новых и новых сторон Божественного Откровения. Сюда следует добавить и то, что каждый символ является предметом духовного содержания и фактически неисчерпаем по своей внутренней глубине. Но вернемся к дальнейшему рассмотрению христианской символики.
Голубь Следующим важным символом является образ голубя. Этот образ пришел к нам из библейской истории о Ное. В христианском искусстве он является также символом милости Божией к человеческому роду.
Корабль Также еще одним ярким христианским символом является корабль. Одним из важнейших значений этого символа является образ Церкви Христовой, которая, словно корабль, плывет по бушующему морю суетной мирской жизни к тихой пристани – Христу. Корабль символизирует, что после бурной земной жизни душа, успокоенная в смерти, вступает в обещанное Богом вечное блаженство.
Якорь С образом корабля тесно связан образ якоря. Этот символ можно нередко увидеть изображенным на саркофагах христианских гробниц. Якорь являл собой символ надежды. Надежда на обретение вечного покоя являлась жизненной составляющей первохристианских общин, так как неизвестность и страх гонений неотступно следовали рядом с любым христианином. Якорь вселял в верующие сердца надежду на то, что время гонений когда-нибудь прекратится, и долгожданный мир и покой непременно наступят.
Виноградная лоза Испокон веков виноградная лоза являлась символом веселья и радости у многих народов. Впоследствии христиане, восприняв этот древний символ, существенно расширили его смысл. В христианском мировосприятии виноградная лоза стала ассоциироваться со Христом и Его искупительным подвигом. Кроме того, этот образ стал символом Церкви и Причащения.
Феникс Еще одним древним символом является образ бессмертной птицы Феникс, который был заимствован из сакральной культуры Египта. Птица Феникс является символом Воскресения, так как по легенде она умирала в собственном пламени, но всякий раз вновь и вновь возрождалась.
Павлин Широко известным христианским символом может быть названа птица павлин. Согласно древней легенде, эта птица являлась бессмертной, так как ее тело после смерти не поддавалось тлению. В христианском искусстве образ павлина получил самое широкое распространение, а легенда обрела новое звучание в том смысле, что павлин стал символом бессмертия человеческой души. Кроме того, благодаря своей красоте павлин стал считаться символом Рая. Образ павлина нередко можно увидеть в древних базиликах, так как этот символ прочно занял свое место в христианском изобразительном искусстве. Символическое восприятие окружающего мира является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. По определению профессора И.Н. Корсунского: «Символ есть чувственный знак для обозначения чувственных отношений». Мы наделяем символическим значением окружающие нас предметы и явления, и, благодаря этому, рамки нашего мировосприятия существенно расширяются. Христианская культура имеет множество самых различных символов, для описания которых понадобится составление обширного научного труда. Однако нам необходимо понять, что язык символов лишь подводит нас к той черте, за которой находится сокровенная реальность духовной жизни, полнота, которая не может быть освоена только при помощи нашего разума. Язык символов можно уподобить словам в книге, благодаря которым мы приобщаемся к ее смыслу. Познавая символический язык христианства, мы входим в непосредственное личное общение со Христом, Который есть всеобъемлющая Полнота всякого смысла.
Георгий Ласский (Журнал «Ступени» №2(26), 2007 г.)
Газета «Християнин» 03(32)2009
|