Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете "Христианин".

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки






Украина онлайн

wwjd.ru: Христианская поисковая система.

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета "Христианин" (Украина, Херсонская область, г. Новая Каховка) приветствует Вас!

На этом небольшом сайте вы сможете прочитать некоторые статьи из нашей газеты, а так же скачать её электронную версию.

Христос в живописи

Разрешает ли Библия делать изображения Иисуса Христа и использовать их в религиозных целях?


У евангелистов не практикуется поклонение образам Христа, Божьей Матери, святых и угодников, но в тоже время различные изображения Бога, Иисуса Христа присутствуют и используются в миссионерской работе. В конце прош­лого тысячелетия в церковных лавках появились иллюстрированные детские Библии с изображениями Христа в человеческом естестве, Духа Святого в образе голубя, и ангелов в облике молодых юношей. Вместо проповеди Слова в некоторых церквях стал трещать киноаппарат, демонстрируя на экране кинофильмы про Иисуса Христа, а также стали использоваться театрализованные постановки и христианский балет. Ко всему этому стоит добавить плакаты, наклейки на лобовом стекле автомашины – «Объект находится под охраной Иисуса», брелки, календари, комиксы, где нарисован Иисус, а точнее изображение, подразумевающее Христа. И воспринимается это все естест­венно, как само собой разумеющееся. Правильно ли это?


Ища ответ на поставленный вопрос, следует выдвигать библейские аргументы. Откроем Библию. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-5). Это основополагающей текст Библии об изображениях.

Формулировка «не делай» лишает работы мастеров кисти в религиозной сфере. Бог духовен и невидим (Иоан.4:24). В библейском поклонении Богу человеческая инициатива исключается. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении» (Кол.2:23). Всякое изображение Бога незаконно и греховно. Христиане никогда не должны забывать, что Христос во плоти – уничижённое состояние Бога. «В уничижении Его суд Его совершился» (Деян.8:33). Художники никогда не изображают своих царей, президентов, монархов в уничижённом состоянии, потому что боятся лишиться работы или жизни. На картинах первые лица страны изображены сидящими на тронах, в царских одеждах, со скипетром и булавами. В христианстве же наблюдается пренебрежение к Творцу. Взять хотя бы, к примеру, церковный календарь. Портрет Патриарха находится в центре титульной страницы. Он одет в дорогие одежды, на голове – тиара, украшенная бриллиантами, в руке – жезл. А Христос – Царь Царей и Владыка Владык на этом же листе изображен на втором плане полуодетым и прибитым к кресту. Чтобы уничижённое состояние Бога Иисуса Христа не стало в дальнейшем предметом поклонения, Павел возражает Коринфянам такой репликой: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5:16), и мы должны согласиться с Апостолом. К сожалению, служители некоторых христианских церквей не следуют требованиям Библии, игнорируют Божьи установления, в слепом человеческом рвении устраивают вернисажи и становятся виновными в нарушении второй заповеди.

Господь Иисус Христос находится во славе одесную Отца, Он облечён неограниченной властью и грядёт судить мир. Следует со всей трезвостью учесть и тот факт, что всякое имеющееся изображение не соответствует образу реального Христа.

В комментарии на вторую заповедь Томас Ватсон писал: «Бог должен быть почитаемым в нашем сердце, а не картинкой для глаз. Изображение человеческой природы Христа, не имея возможности изобразить Его божественность, является грехом, так как тем самым мы делаем Иисуса наполовину Христом, разделяя соединенное Богом и отбрасывая то, что делает Его Христом».

Истинный портрет Бога Иисуса Христа приведён в Откровении Иоанна Богослова: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр.1:17).

Один из пунктов Седьмого Вселенского Собора гласит: «Кто свойства Бога-Слова по воплощении Его старается представить посредством вещественных красок, вместо того, чтобы поклоняться от всего сердца умственными очами Тому, Кто ярче света солнечного и Кто сидит на небесах одесную Бога, да будет ему анафема».

Всякая попытка изобразить истинного Бога с помощью акварели, масла, мела, карандашей категорически запрещена и является злом. Безусловность и категоричность Заповеди усиливается словом «никакого». Во второй заповеди дан подробный перечень того, чего не следует изображать. Господь преднамеренно исключает любой прототип в тварном мире. Делая изображения и облекая невидимого и великого Господа в образ, люди покушаются на Его Славу и извращают истинное поклонение. Практика Богопочитания должна строиться на Божьих установлениях: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор.4:15).

Новый завет практически не содержит описаний внешности Иисуса. Поэтому каждый художник, изображающий Бога Иисуса Христа, поступает по удостоверению своего ума. У христиан Китая – Христос похож на китайца. На картинах африканских христиан, цвет кожи Христа – тёмного цвета.

Христос – Богочеловек. Единственным Искупителем является Господь Иисус Христос, Который, будучи вечным Сыном Бога, стал Человеком, Который был и остаётся Богом и Человеком в двух отдельных природах, но в одной личности навеки. Таким образом, две целостные, совершенные и различные природы, Божественная и человеческая, были неразделимо соединены вместе в одном лице, без превращения, сложения или смешения их. Христос, совершая посредничество, дейст­вует согласно обеим природам, каждой природой совершая то, что соответствует ей.

Несмотря на данную благодать, Церковь в этой жизни не приспособлена для общения со Христом через непосредственное созерцание. Некоторые христиане пытаются увидеть славу Христа через картины, распятия, скульп­туры. Но созерцание может повлиять только на внешние чувства – серд­це же грешника остаётся без изменения. Эту мысль подтверждает следующий факт. После просмотра художественного фильма «Иисус», сотни зрителей под диктовку миссионеров совершают в зрительном зале кинотеатра молитву покаяния и заполняют в пустой графе анкеты дату своего «духовного рождения». Но в Церкви, впоследствии, эти люди не появляются.

Изображения никогда не смогут удовлетворить истинно духовного человека. Следует помнить, что природа человека склонна к идолопоклонству, как сухая солома способна воспламеняться от небольшой искры. Преподаватели воскресных школ часто используют изображения Христа для обучения детей, оправдывая эту практику удобством и доступностью. В таком случае мы рассуждаем как гуманисты, а не как христиане. В центр мы ставим человека, а не Бога и Его славу. Левитам в Ветхом Завете было бы удобней перевозить ковчег Божий на повозке, но Бог заповедал носить его на руках. В поклонении Богу есть свои принципы и не все человеческие методы хороши. Не изображения возрождают человека к новой жизни и дают назидание в вере, а Святой Дух через Слово Божье. Когда Божественные установления подменяются или усиливаются человеческими изобретениями: картинами на холсте или видеомагнитофонами – результатов не достичь. И тогда прозвучит приговор: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим.1:21-23), «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим.1:24).

Иногда из уст ответственных служителей Евангелия можно услышать возражение: «Мы не под законом, а под благодатью. В Новом завете Бог всех любит и всё прощает. Он снисходит к нашим слабостям и периодически «опускает планку святости»». Как показывает история, и жизнь великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти, Господь его не простил. На сводах Сикстинской капеллы в Риме мастер кисти эпохи Возрождения изобразил библейский сюжет – сотворение Адама, на котором нарисован Бог Отец в образе старца. Правой дланью Всевышний почти касается Адама, а левая рука покоится на плече обнажённой девушки. После завершения работы художник ослеп навсегда.

Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых видели Бога Израилева, но не стали Его рисовать, и Господь не поразил их (Исх.24:11).

Сторонники изображений Бога аппелируют к психологии, а не к Евангелию, утверждая, что человек через зрение получает 92% информации. Но информация, полученная о духовном мире через зрение, не делает христианина блаженным и возвращает нас к апостолу Фоме: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:29).

Если христианин вспоминает о Христе только когда увидит придорожный крест с распятием, или нуждается в каких-то дополнительных материальных знаках для общения с Богом, значит у него не всё благополучно в духовной жизни.


старец Антипа (г. Одесса)


Газета «Християнин» 02(35)2010


© 2008-2020