Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».
При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.
Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.
|
|
Христос в живописи
Разрешает ли Библия делать изображения Иисуса Христа и использовать их в религиозных целях?
У евангелистов не практикуется поклонение образам Христа, Божьей Матери, святых и угодников, но в тоже время различные изображения Бога, Иисуса Христа присутствуют и используются в миссионерской работе. В конце прошлого тысячелетия в церковных лавках появились иллюстрированные детские Библии с изображениями Христа в человеческом естестве, Духа Святого в образе голубя, и ангелов в облике молодых юношей. Вместо проповеди Слова в некоторых церквях стал трещать киноаппарат, демонстрируя на экране кинофильмы про Иисуса Христа, а также стали использоваться театрализованные постановки и христианский балет. Ко всему этому стоит добавить плакаты, наклейки на лобовом стекле автомашины – «Объект находится под охраной Иисуса», брелки, календари, комиксы, где нарисован Иисус, а точнее изображение, подразумевающее Христа. И воспринимается это все естественно, как само собой разумеющееся. Правильно ли это?
Ища ответ на поставленный вопрос, следует выдвигать библейские аргументы. Откроем Библию. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-5). Это основополагающей текст Библии об изображениях. Формулировка «не делай» лишает работы мастеров кисти в религиозной сфере. Бог духовен и невидим (Иоан. 4:24). В библейском поклонении Богу человеческая инициатива исключается. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении» (Кол. 2:23). Всякое изображение Бога незаконно и греховно. Христиане никогда не должны забывать, что Христос во плоти – уничижённое состояние Бога. «В уничижении Его суд Его совершился» (Деян. 8:33). Художники никогда не изображают своих царей, президентов, монархов в уничижённом состоянии, потому что боятся лишиться работы или жизни. На картинах первые лица страны изображены сидящими на тронах, в царских одеждах, со скипетром и булавами. В христианстве же наблюдается пренебрежение к Творцу. Взять хотя бы, к примеру, церковный календарь. Портрет Патриарха находится в центре титульной страницы. Он одет в дорогие одежды, на голове – тиара, украшенная бриллиантами, в руке – жезл. А Христос – Царь Царей и Владыка Владык на этом же листе изображен на втором плане полуодетым и прибитым к кресту. Чтобы уничижённое состояние Бога Иисуса Христа не стало в дальнейшем предметом поклонения, Павел возражает Коринфянам такой репликой: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16), и мы должны согласиться с Апостолом. К сожалению, служители некоторых христианских церквей не следуют требованиям Библии, игнорируют Божьи установления, в слепом человеческом рвении устраивают вернисажи и становятся виновными в нарушении второй заповеди. Господь Иисус Христос находится во славе одесную Отца, Он облечён неограниченной властью и грядёт судить мир. Следует со всей трезвостью учесть и тот факт, что всякое имеющееся изображение не соответствует образу реального Христа. В комментарии на вторую заповедь Томас Ватсон писал: «Бог должен быть почитаемым в нашем сердце, а не картинкой для глаз. Изображение человеческой природы Христа, не имея возможности изобразить Его божественность, является грехом, так как тем самым мы делаем Иисуса наполовину Христом, разделяя соединенное Богом и отбрасывая то, что делает Его Христом». Истинный портрет Бога Иисуса Христа приведён в Откровении Иоанна Богослова: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр. 1:17). Один из пунктов Седьмого Вселенского Собора гласит: «Кто свойства Бога-Слова по воплощении Его старается представить посредством вещественных красок, вместо того, чтобы поклоняться от всего сердца умственными очами Тому, Кто ярче света солнечного и Кто сидит на небесах одесную Бога, да будет ему анафема». Всякая попытка изобразить истинного Бога с помощью акварели, масла, мела, карандашей категорически запрещена и является злом. Безусловность и категоричность Заповеди усиливается словом «никакого». Во второй заповеди дан подробный перечень того, чего не следует изображать. Господь преднамеренно исключает любой прототип в тварном мире. Делая изображения и облекая невидимого и великого Господа в образ, люди покушаются на Его Славу и извращают истинное поклонение. Практика Богопочитания должна строиться на Божьих установлениях: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15). Новый завет практически не содержит описаний внешности Иисуса. Поэтому каждый художник, изображающий Бога Иисуса Христа, поступает по удостоверению своего ума. У христиан Китая – Христос похож на китайца. На картинах африканских христиан, цвет кожи Христа – тёмного цвета. Христос – Богочеловек. Единственным Искупителем является Господь Иисус Христос, Который, будучи вечным Сыном Бога, стал Человеком, Который был и остаётся Богом и Человеком в двух отдельных природах, но в одной личности навеки. Таким образом, две целостные, совершенные и различные природы, Божественная и человеческая, были неразделимо соединены вместе в одном лице, без превращения, сложения или смешения их. Христос, совершая посредничество, действует согласно обеим природам, каждой природой совершая то, что соответствует ей. Несмотря на данную благодать, Церковь в этой жизни не приспособлена для общения со Христом через непосредственное созерцание. Некоторые христиане пытаются увидеть славу Христа через картины, распятия, скульптуры. Но созерцание может повлиять только на внешние чувства – сердце же грешника остаётся без изменения. Эту мысль подтверждает следующий факт. После просмотра художественного фильма «Иисус», сотни зрителей под диктовку миссионеров совершают в зрительном зале кинотеатра молитву покаяния и заполняют в пустой графе анкеты дату своего «духовного рождения». Но в Церкви, впоследствии, эти люди не появляются. Изображения никогда не смогут удовлетворить истинно духовного человека. Следует помнить, что природа человека склонна к идолопоклонству, как сухая солома способна воспламеняться от небольшой искры. Преподаватели воскресных школ часто используют изображения Христа для обучения детей, оправдывая эту практику удобством и доступностью. В таком случае мы рассуждаем как гуманисты, а не как христиане. В центр мы ставим человека, а не Бога и Его славу. Левитам в Ветхом Завете было бы удобней перевозить ковчег Божий на повозке, но Бог заповедал носить его на руках. В поклонении Богу есть свои принципы и не все человеческие методы хороши. Не изображения возрождают человека к новой жизни и дают назидание в вере, а Святой Дух через Слово Божье. Когда Божественные установления подменяются или усиливаются человеческими изобретениями: картинами на холсте или видеомагнитофонами – результатов не достичь. И тогда прозвучит приговор: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:21-23), «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим. 1:24). Иногда из уст ответственных служителей Евангелия можно услышать возражение: «Мы не под законом, а под благодатью. В Новом завете Бог всех любит и всё прощает. Он снисходит к нашим слабостям и периодически «опускает планку святости»». Как показывает история, и жизнь великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти, Господь его не простил. На сводах Сикстинской капеллы в Риме мастер кисти эпохи Возрождения изобразил библейский сюжет – сотворение Адама, на котором нарисован Бог Отец в образе старца. Правой дланью Всевышний почти касается Адама, а левая рука покоится на плече обнажённой девушки. После завершения работы художник ослеп навсегда. Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых видели Бога Израилева, но не стали Его рисовать, и Господь не поразил их (Исх. 24:11). Сторонники изображений Бога аппелируют к психологии, а не к Евангелию, утверждая, что человек через зрение получает 92% информации. Но информация, полученная о духовном мире через зрение, не делает христианина блаженным и возвращает нас к апостолу Фоме: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29). Если христианин вспоминает о Христе только когда увидит придорожный крест с распятием, или нуждается в каких-то дополнительных материальных знаках для общения с Богом, значит у него не всё благополучно в духовной жизни.
старец Антипа (г. Одесса)
Газета «Християнин» 02(35)2010
|