Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете "Христианин".

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки






Украина онлайн

wwjd.ru: Христианская поисковая система.

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета "Христианин" (Украина, Херсонская область, г. Новая Каховка) приветствует Вас!

На этом небольшом сайте вы сможете прочитать некоторые статьи из нашей газеты, а так же скачать её электронную версию.

Рай без Бога

Сознание человека изначально настроено на добро. Какой бы мы рассказ не читали или слушали, с каким бы захватывающим сюжетом он не был, какие бы не свершала неожиданные и загадочные повороты судьба его героев в итоге мы ожидаем чтобы все закончилось хорошо: пропавшие – нашлись, сироты – обрели родителей, враги – стали друзьями, а влюбленные – поженились и все жили долго и счастливо.

Возможно, поэтому и мы, как редакция газеты, стараемся знакомить наших читателей с выдающимися людьми, прожившими свои дни с верой в Бога и, как следствие, вложившими огромный положительный вклад в развитие человечества. Но сегодня пойдет речь о жизненной истории из ряда вон выходящей, начало которой было вроде бы и неплохим, но вот итог...

Наверное, ни один из наших читателей не догадается, кому принадлежат следующие слова: «Единение с Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в сердце своем и, проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время сердце наше к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принес Себя в жертву... Таким образом, единение с Христом дает радость, которую эпикуреец напрасно стал бы искать в своей поверхностной философии...» Я думаю, Вы представили себе эдакого седовласого благочестивого старца-священника, минимум, из XIX-XX столетия. Поспешу разочаровать. Эти благочестивые рассуждения принадлежат не кому-нибудь, а будущему борцу против религии, основоположнику научного коммунизма и не менее «научного» атеизма – Карлу Марксу. Они взяты из его выпускного гимназического сочинения, написанного на тему «Единение верующих с Христом по Евангелию от Иоанна». На тот момент ему было 17 лет.

Когда я на курсах по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии услышал от уважаемого профессора информацию о ранних христианских произведениях Маркса, сразу не поверил. Но, немного поискав, нашел очень много интересного. Возник вопрос, почему я знаком с совсем другим Марксом?

Карл Маркс происходил из древней и благочестивой еврейской семьи. Его родословное древо по прямой линии вплоть до шестнадцатого века насчитывает в числе своих членов исключительно раввинов, некоторые из них в свое время были известными учеными-теологами. Все они носили фамилию Мордухай, и лишь дедушка Карла Маркса изменил эту фамилию на фамилию «Маркс».

Отец Маркса не только нарушил древнюю традицию своего рода и вместо учено-духовной карьеры избрал светскую – в 1824 году он перешел из иудейства в протестантизм.

Этот шаг отец Маркса, как говорят исследователи, сделал не потому, что признал Иисуса Христа как Мессию, а для того, чтобы внешне порвать с иудейством. Многие в то время считали свидетельство о крещении входным билетом в область европейской культуры.

Немало тогдашних евреев переходило в христианство вовсе не потому, что они внутренне преодолели еврейство, а просто потому, что они не могли преодолеть грубого внешнего и внутреннего гнета прусского государства.

Семья Маркса жила в Рейнской провинции, где действовал несравненно более передовой, чем прусские законы, Наполеоновский кодекс, которому были чужды религиозные преследования. Но ко времени крещения семьи Маркса город Трир подпал под владычество Пруссии, которая тогда жестоко травила евреев, и не далее как в 1826 году Рейнский провинциальный ландтаг обсуждал законопроект о лишении евреев всех гражданских прав.

Грубый и злобный антисемитизм тогдашнего немецкого правительства и значительной части общества заставлял многие тысячи еврейских семейств переходить в христианство. И этим, конечно, объясняется переход в христианство и всей семьи отца Карла Маркса. И именно благодаря тому, что внешние гонения заставили многих передовых евреев переходить в христианство, эти евреи сохраняли в себе жгучую, лютую ненависть к правительству и обществу и бросались в первые ряды борцов за политическую свободу.

В 1835 году Маркс окончил гимназический курс в Трирской гимназии. Аттестат был «средний». Почти по всем предметам отмечались «удовлетворительные» успехи и похвальное поведение. Окончив гимназический курс, Маркс в том же 1835 году поступил на юридический факультет Боннского университета. Студенческая жизнь Германии тридцатых и сороковых годов как нельзя лучше подтверждала ту истину, что политическая роль студенчества, тем шире и влиятельнее, чем более отстало общее социально-экономическое положение данной страны.

И хоть родители Карла перешли в протестантство не из внутренних чистосердечных побуждений, все же в их письмах к сыну можно встретить такие фразы: «В том, что ты остаешься нравственно чистым, я действительно не сомневаюсь. Но все же великим двигателем морали является чистая вера в Бога. Ты знаешь, я далеко не фанатик. Но человек раньше или позже испытывает потребность в вере, и в жизни бывают минуты, когда даже безбожник невольно склоняется перед Всевышним. И это обычно так, ибо каждый может поклониться Тому, в Которого верили Ньютон, Локк и Лейбниц», «Будь молодцом, помни о Боге и о твоих родителях» (ноябрь 1835 г.). Но почему-то именно в это время в разуме Маркса начали происходить необратимые процессы. Свидетельства тому – его стихотворения. Главный герой стиха «Скрипач» (1835 г.), отвечая на вопросы по поводу источника его музыки и ритма, заявляет:


Ты о чем? О песнях рая?

Саблей зарублю тебя я.

Бог не знает песен, – нет.

Песни, это – адский бред,


Что ведет к безумью души.

Мне напел их дьявол в уши,

Дьявол такт мне отбивает,

Он – смычок мой направляет.


Еще в одном стихотворении, которое называется «Бледная девушка», рассказывается о любви девушки к рыцарю, не ответившему взаимностью. Ради него она была готова «отдать и души спасенье, только бы взгляд его нежный поймать», но в итоге


Утратила небо я,

Мою усладу;

Душа отдана моя

Не Господу – аду.


и покончила жизнь самоубийством.

Большинство поэтов выражают в своем творчестве свои же мысли, даже если это не звучит прямым текстом от первого лица, а завуалировано под другого, на первый взгляд постороннего, персонажа.

В одном из писем к отцу в ноябре 1837 года Карл Маркс излагает свою классификацию юридических наук. Только что успев закончить свою систему, «положительную теорию права», Маркс уже видит всю ее непригодность и безжалостно разрушает ее сверху донизу. «Мне снова стало ясно, что без философии далеко не уедешь. Я вновь бросился в ее объятия и вновь создал новую метафизическую систему, закончив которую, я вновь должен был признать ее ошибочность и вообще ошибочность всех моих прежних попыток». А в самом конце письма красуется фраза: «Завеса спала, моя святая святых была опустошена, необходимо было поместить туда новых богов».

Маркс хорошо осознавал происходящие перемены, о чем свидетельствует следующий стих «Песня о буре», где уже не словами какого-то героя, а прямым текстом автор высказывает:


Я цепи все сломаю

И к небу полечу,

Пожаром запылаю

И мир весь охвачу.


Пряма моя дорога,

Я горы сокрушу,

У мира и у Бога

Отчета попрошу.


Ты, небо, падай, падай,

Я упаду с тобой,

Раздавленный громадой,

Останусь я собой.


Как буду умирать я,

Богам и бытию

Пошлю мое проклятье

И злую боль мою.


Эти утверждения являются скрытыми преобразованиями, направленными, к сожалению, в сторону от Бога и всего связанного с Ним. В некоторых словах даже чувствуется какая-то горечь обиды на Бога. С одной стороны это можно оправдать несправедливым отношением власти к еврейской национальности, но история помнит немало личностей, восставших за чистоту евангельского учения против всей религиозной системы своего времени. Соглашусь, не у всех из них жизнь закончилась как в доброй сказке. Но в случае с Карлом Марксом наблюдается непонимание и, наверное, нежелание понять причины истинных религиозных неразберих в его же семье и государстве, приведшие к созданию новой философской теории, о последствиях которой поговорим позже.

Практически все последующие публикации Маркса в той или иной степени пронизаны критикой религии. В письме Фердинанду Лассалю в январе 1861 года Маркс делится впечатлениями о прочитанной книге Дарвина «Происхождение видов». На нее он возлагал большие надежды в скором будущем нанести «смертельный удар «телеологии» в естествознании».

Здесь необходимо сделать отступление и обсудить, что такое религия и чем она отличается от веры. В наше время под религией подразумевают все, что хоть каким-то образом связано с Богом, церковью, храмом...

Хотя по сути дела религия – это всего лишь свод традиций или составные стиля жизни, зачастую исполняемые абсолютно без малейшего понимания их значения. Для настоящих верующих, не просто религиозных людей, верование – это смысл и суть жизни. Как и много столетий назад, так и сейчас большинство людей, называющих себя верующими или религиозными, в первую очередь заботятся о своем теле, богатстве, авторитете, условиях жизни, и уже если это не противоречит предыдущим интересам, предпринимают действия для поддержания своего религиозного имиджа. Истинно верующие люди соответственно делают наоборот: все свои желания, увлечения и стремления покоряют учению своего вероисповедания.

Философские взгляды Маркса продолжали жить и после его смерти. Через небольшое время и в странах бывшего СССР нашлись люди, подхватившие идеологию рая без Бога. Получается, что Маркс хотел перенести на здешний, потусторонний мир скрытые религиозные стремления, сделать его столь же гармоничным, как Рай. На место Христа, подвергшего Себя предельному умалению, истощению и смерти, в марксизме становится самый неимущий и нищий класс, пролетариат, который путем радикальной революции приобретет все. Пролетарский интернационализм становится на место «во Христе нет ни эллина, ни иудея», а коллективизм и классовая солидарность на место братской любви. И это не единый случай заимствования библейских ценностей во всем марксизме-ленинизме и коммунизме. Вот еще пример. Как вспоминает политолог Федор Бурлацкий, один из авторов «Морального кодекса строителей коммунизма» (его приняли на 22 съезде КПСС в 1961 году), при написании кодекса «мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой – «свобода», третий – «солидарность»... Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно «ляжет» на общественное сознание... Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов. Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на ура».

Сейчас, через 25 лет после распада СССР, стали встречаться люди, которые называют себя православными коммунистами, что, конечно, является химерическим понятием. Они говорят, что для них равно приемлемы Христос и Ленин, что они их уважают в равной степени, утверждают, что первым коммунистом был Иисус Христос и что Нагорная проповедь написана не хуже «Морального кодекса строителя коммунизма».

Это, конечно, не так. Главное, что язык Нового Завета и Нагорной проповеди не знает призывов к ненависти, насилию и вражде к людям, как, например, 11-й пункт «Морального кодекса»: «Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов». Маркс решил бороться с земной несправедливостью земными же средствами, уничтожить ее на практике. А это радикально исказило какие-то исходные нравственные установки в человеке, привело к культивированию ненависти, насилию и страшным последствиям. Достаточно только перечесть, сколько десятков, а то и сотен тысяч человек было замучено и убито только по религиозным мотивам, не говоря уже о миллионах жертв политических репрессий. Много военных конфликтов было развязано все под тем же «благим» предлогом распространения религии марксизма-ленинизма.

Учение Христа призывает жертвовать собой и своим ради других, а философские течения, сходные с марксизмом, – всем и вся ради себя. Увы, но добиться таким методом рая на земле не удастся, что и было доказано историей.

Мне понравилось мнение одного архитектора, который объяснял отличие качества и эстетики архитектурных проектов первой половины существования СССР от второй. Дело в том, что вначале создавали люди, воспитанные хоть на какой-нибудь малейшей религиозности, соответственно и архитектура их работ имела черты величественного, мажорного и праздничного. Когда пришло время поколения, взращенного на голом атеизме, то стало господствовать неуклюжее, мрачное и равнодушное строительство. Достаточно посмотреть хотя бы на экономику развитых и отсталых в этом вопросе государств, чтобы понять, насколько благотворительно влияет даже простая религиозность. А что было бы, если каждый стал бы не просто религиозным, но и истинно верующим человеком, насколько стало бы лучше жить?

Еще один урок, который можно извлечь из жизни основателя марксизма, заключается во влиянии родителей на духовную судьбу детей. Часто родители ради благосостояния и авторитета своей семьи или детей готовы жертвовать своею верою в Бога, временем и трудом в церкви. Не думайте, что, оставив Бога или служение даже под благовидным предлогом, Вы сможете обеспечить своих детей финансами, положением в обществе и вместе с тем привить им веру в Бога. На практике, как и случилось с Марксом, недоверие родителей Богу порождает в сердцах детей обиды и злость на все святое, что и приводит порою к страшным и непредсказуемым последствиям. Поэтому, в первую очередь, нужно быть верным Богу, и тогда, какие бы ни были времена в Вашей стране или условия жизни, или отношение окружающих к Вам, как верующим, Вы не останетесь в посмеянии, потому что «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9).

Подведем итог. Причина перевоплощения взглядов молодого Карла – это ошибка, которую под копирку повторяют многие люди и в наши дни. Так и не встретившись лично с Христом (о котором он, к сожалению, только философствовал в выпускном сочинении), не познав сердцем Бога, он с ожесточением набросился на религию, как на источник своих бед, унижений и мытарств. Очень жаль, что в это время сомнений и исканий его души, рядом не оказалось глубоко верующего человека, который привел бы его к Иисусу, ведь только Он – ответ на все вопросы человеческого сердца. Поэтому и не получилось сказки со счастливым концом.

Так какой же был конец у нашей истории? Вторую половину жизни Карл Маркс провел в постоянных страшных болезнях, которых был очень большой букет. Умер он в возрасте 64 лет. На похоронах было всего 18 человек, После себя кроме философских трудов он оставил много долгов своим детям. Их судьба тоже незавидная. Детей у него было семеро, четверо из которых умерли еще в детском возрасте, а две из оставшихся трех дочерей покончили жизнь самоубийством. Увы, хорошего окончания не получилось... Причем не только для Маркса, но и для многих его последователей в других странах.

Дорогой читатель! Возможно, Вы сейчас находитесь в состоянии поиска какого-то своего понимания сущности бытия, как когда-то герой нашей сегодняшней повести. Хочу Вам посоветовать: не тратьте попросту свои годы и силы. Уже давно существует практическое пособие для счастливой жизни. Оно заключено в одной Книге – Библии. До сих пор никто и нигде не создал ничего лучшего или даже подобного. Поверьте, и Вы не пожалеете – это того стоит!

Роман КРАВЧУК


Газета «Християнин» 01(59)2016


© 2008-2020