Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки


Украина онлайн

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета «Християнин»
(Украина, Херсонская область,
г. Новая Каховка)
приветствует Вас!


На этом небольшом сайте вы можете
прочитать все статьи из нашей газеты,
а так же скачать её электронную версию.
>>Читать последний номер<<
>>Скачать календарь на 2021 год<<

Христианские символы на античных монетах (История)

Предисловие

В этом небольшом очерке я хочу обратить внимание читателей на любопытный факт – большинство символов, которые мы знаем сейчас как христианские, на самом деле проявляли себя не только задолго до принятия христианства в качестве государственной религии в Римской Империи, но и до рождения на свет самого Иисуса Христа. Перед тем, как приступить к изложению, замечу, что точкой наступления христианской эры я называю первый вселенский собор в Никее в 325 г.н.э., проходивший под руководством Константина Великого. Это событие можно считать началом срастания государства и христианской церкви и, как следствие, постепенное принятие римским государством христианских символов в качестве своих официальных. Совершенно понятно, что после этого на монетах начинают появляться изображения креста, христограммы, альфы-омеги и других символов.


Христограмма

Христограмма – пожалуй наиболее известный христианский символ. Она представляет собой монограмму – переплетение двух греческих букв, – Хи и Ро, которые символизирует первые две буквы в имени Христа. В христианской литературе появление христограммы обычно относят ко 2 веку н.э. Этот знак часто находят в катакомбах, в которых скрывались христиане от преследования, на могилах или местах, где справлялся обряд. Монограмму имени Христова можно видеть на сакральных памятниках древних христиан. Она помещалась на куполах храмов и крещален, в интерьерах: на стенах, на капителях колонн, на мозаиках украшавших апсиду, на алтарной завесе и, особенно часто, на триумфальной арке фронтона храма. Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Христограмма существовала во множестве разновидностей, некоторые из них представлены на картинке.

В верхнем ряду, посередине, показан тот тип монограммы Христа, который именуется «константиновой монограммой» или «хрисмоном». Именно ее, согласно традиции, записанной Евсевием Кесарийским, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г.н.э. Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала символом триумфа, получив широчайшее распространение после издания Миланского эдикта. В погребальном контексте хризма приобрела значение символа бессмертия. Этот знак все время эволюционирует, принимая всё более простые формы, например, креста с закруглением на вершине (знаки по диагонали). Эта христограмма получила название «монограмматический крест». Сама христограмма возникает на монетах не сразу, так как римское общество поначалу состояло из «взрывоопасной» смеси христианских и традиционных сообществ, фрагментарно расположенных на территории империи. Только в 353 году этот знак впервые появляется на римской монете – чеканить христограмму решился узурпатор Магненций. Ниже приводится бронзовая монета, отчеканенная в галльском Амьене.

Здесь христограмма дополнена апокалиптическими буквами – альфой и омегой, которые являются первой и последней буквой греческого алфавита. Эти символы восходят к Откровению Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Откр. 1:8). Появление этих букв в христограмме связывается с борьбой против ариан, которое отрицали божественное происхождение Иисуса Христа. Узурпатор Магненций, надеясь в борьбе с династией Константина привлечь на свою сторону христиан, делает прорыв в римском монетном деле, помещая на своей монете христограмму. По всей видимости, в то время этот знак уже не столько ассоциировался с именем Константина Великого, сколько имел общехристианское значение. Иначе размещение хрисмона на своей монете в разгар борьбы с императором Констансом – сыном Константина – выглядит странной.


ГРАФФИТИ

Существует такое любопытное явление как граффити на античных монетах. Речь идет о различных неофициальных символах и словах, нацарапанных на монетном кружке обычными людьми. Они разнообразны и являются предметом изучения, мы остановимся здесь только на христианских граффити. Классическим примером служит надпись, сделанная на солиде Аркадия, отчеканенном в самом начале 5 века н.э.

Прямо над головой императора мы читаем KVP[I]OV, далее следует монограмматический крест. Надпись выполнена по-гречески и означает принадлежность (по-видимому монеты, или самого автора граффити) «господину нашему – Иисусу Христу». Кстати сказать, имя Кирилл является однокоренным греческому KVP[I]OS, что означает «господин, хозяин, владелец». Мы видим, что в начале 5 века христограмма Константина Великого уступает место более простой форме в виде креста с завитушкой на конце. Образ Иисуса всё более смещается от христограммы к кресту. Такого рода граффити часто встречаются на солидах 4-5 веков, христиане использовали их в качестве подношения в церкви. Надпись по-видимому служила «облагораживанию» монеты и проявлением своих христианских чувств. Но есть еще весьма любопытная монета с примером ранней христианской граффити. Это тетрадрахма Домициана, отчеканенная в сирийской Антиохии в 88-89 гг. н.э.

Как видно, прямо под подбородком у Домициана довольно четко вычерчена (именно вычерчена! – линии проведены с помощью линейки) некая монограмма. Обсудим сначала сам символ, который перерисован на картинке. Что мы видим? Четко определяются буквы Хи (крест слева) и Ро (справа), но их переплетение весьма далеко от канонического вида христограммы, как он сложился позднее. Является ли монограмма христианской, или все-таки это случайное сочетание? Наверное монограмма – христианский символ, так как есть еще одна важная деталь во всей композиции. Если смотреть только на внешний контур монограммы, то мы видим рыбку, плывущую направо.


РЫБА

Рыба – еще более древний символ христиан, который предшествовал даже христограмме! И изображалась она очень похоже на то, что мы видим здесь:

Возможно, мы имеем дело с какой-то ранней формой христианской символики, ее переходной формой от рыбки к христограмме? По виду износа монета имела хождение по крайней мере лет пятьдесят после своего выпуска и вполне разумно предположить, что в начале второго века (в эпоху императоров Траяна и Адриана) христианство получило уже достаточное распространение. Подтверждение этому мы находим и в литературе (переписка Траяна с Плинием Младшим) и в церковной традиции (казнь Святого Игнатия императором Траяном). Кроме того, Антиохия была одним из центров распространения новой религии. В то время христиане подвергались гонениям, что стимулировало их создавать свою собственную систему сигналов и опознавательных знаков. Писать открытым текстом на монете, кому предназначено ее подношение, было еще не время.

Но вернемся к рыбе, как символу Иисуса Христа. Традиционная версия так объясняет этот факт. Рыба, по-гречески Ιχθυσ, расшифровывается следующим образом:


I – ησουs – Иисус

χ – χριστοs – Христос

θ – θεουs – Бога

υ – υιοs – Сын

σ – σοταρ – Спаситель


Но дело не только в этой анаграмме. Вот некоторые цитаты из Библии: «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лук. 11:11). Как видим, здесь хлеб противопоставляется камню, а значит в той же степени рыба противостоит змее. Но что символизирует змея (Змей)? Тут всё ясно – это знак сатаны, вернее один из образов его. Значит, противостоит злу сам Иисус Христос, т.е. рыба. О символе рыбы есть и проповедь – обращаясь к рыбакам Петру-Симону и Андрею он говорит: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мар. 1:17). Но и этого мало, в рыбе отразилось Царство Небесное, в которое попадает человек после смерти: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Матф. 13:47).


ЯКОРЬ

К символу рыбы плотно примыкает символ якоря. Якорь – знак надежды на спасение и символ самого спасения человека. Якорями украшали брачные кольца христиан, что означало спасение в сохранении верности супругов ради Христа. До наших дней сохранились печати первых христиан с изображением якоря, монограммой Христа и рыбами.

Встречаются изображения якоря, который оплетает большая рыба – символ, соединяющий знаки Христа и Спасения. Одной из наиболее знаменитых монет с якорем и рыбой является денарий Тита 80 года н.э.

Основная версия такого сюжета на монете состоит в следующем. Короткое правление Тита сопровождалось тремя грандиозными несчастиями – 24 августа 79 года произошло извержение Везувия, которое полностью уничтожило несколько городов. В следующем году уже в самом Риме произошло наводнение и крупный пожар. Наконец, череду несчастий увенчала эпидемия чумы. Денарий с дельфином и якорем был отчеканен в серии мероприятий, предпринятых Сенатом, направленных на умиротворение основных божеств из римского пантеона. Дельфин и якорь – атрибуты одного из языческих богов – Нептуна и именно он считался одним из инициаторов божественного гнева против людей. Таким образом, старинный языческий образ со временем становится важнейшим скрытым символом христианства. Для христиан это было удобно еще и тем, что в эпоху гонений скрывало их убеждения под языческим обликом.


КОЛЕСО

Встречаются случаи и еще более тщательного кодирования христианами информации о своих убеждениях. На фотографии приведен реверс знаменитого денария Траяна отчеканенного в 113 г.н.э. по случаю открытия новой дороги из Беневентума до Брундизия. Монета дублировала перегруженную Аппиеву дорогу (Via Appia). На реверсе изображена женская персонификация новой дороги Траяна с колесом в одной руке и пальмовой ветвью – в другой. Казалось бы ничего христианского в этой картинке нет. Между тем, в этом изображении зашифровано имя самого Иисуса Христа! И, вполне вероятно, что монеты именно этого типа имели сакральное для христиан значение. Попробуйте догадаться – почему? Не так давно в Эфесе была обнаружена следующая мраморная плита с начертанными на ней письменами христианского характера:

Эта плита стала ключом к пониманию, почему христиане так часто использовали знак колеса с шестью или восемью спицами. На ней нацарапано греческое слово ΙΧΘΥΣ, под ним изображена сама рыбка, чтобы не было уж никаких сомнений, и, рядом с ними чуть правее, – колесо. Это колесо и является ключом к загадке.

Стало понятно, почему в Эфесе некоторые верующие помещали изображения колеса в своих домах. Таким образом, здесь мы сталкиваемся со случаем двойного шифрования сакральной для христиан информации: сначала из имени Иисуса Христа делается анаграмма, которая по первым буквам ассоциируется с образом рыбы, а затем само слово «рыба» шифруется еще раз в образе колеса. Поразительно, не правда ли?


Некоторые другие христианские символы и их прообразы на монетах

Коротко рассмотрим некоторые другие символы, имеющие священный для христиан смысл.

Трилистник – символ Святой Троицы. Этот цветок имеет три лепестка и эти три лепестка образуют этот цветок – трилистник. Также и Бог состоит из трех ипостасей, но все же Он есть один Бог.

Глаз является другим обычным символом Бога-Отца. Он передает весть о том, что Он видит нас: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18). Глаз Божий означает любящую заботу Божию и участие Его в Своем творении. Он также напоминает нам о том, что Бог видит все, что мы делаем. Иисус напоминает нам, что Бог видит нас даже тогда, когда нас не видит больше никто: «Помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:6).

Бабочка – символ Христова Воскресения и вечной жизни для верующих.

Феникс является другим символом Христова Воскресения. Одна не библейская греческая легенда гласит, что феникс, фантастическая птица, жила несколько сотен лет подряд. Затем птица сгорала, но возникала вновь из собственного пепла и жила несколько столетий еще, прежде чем повторялись ее смерть и «воскресение». Христиане заимствовали символ этого языческого мифа и применили его ко Христу.

Раковина с тремя каплями воды напоминает нам о водном крещении.


Дмитрий Брацун


(Полная версия статьи опубликована в альманахе «Античная нумизматика» №2, 2009 г. издательства «Нумизматическая литература»)


Газета «Християнин» 03(32)2009


© 2008-2020