Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки


Украина онлайн

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета «Християнин»
(Украина, Херсонская область,
г. Новая Каховка)
приветствует Вас!


На этом небольшом сайте вы можете
прочитать все статьи из нашей газеты,
а так же скачать её электронную версию.
>>Читать последний номер<<
>>Скачать календарь на 2022 год<<

70 лет государству Израиль

«Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (Пс. 125:1-3).


19 апреля 2018 года, согласно еврейским традициям, в государстве Израиль отмечалось 70 лет независимости! Раздавались громкие приветствия известных политиков, посылались официальные поздравительные телеграммы, распространялись сообщения в СМИ, концерты, военные парады, и, конечно же, мелодия прекрасной «Гатиквы» («Ха-Тиква» («Надежда») — государственный гимн Израиля) звучала в сердце и на устах. Действительно хочется поздравить Богом выбранный народ с солидным юбилеем осуществления их самой древней мечты! Но сегодня наш разговор будет немного о другом. Возможно, не совсем уместно в праздничные дни, когда все улыбаются, радуются, вспоминать прошлое, которое у еврейского народа преисполнено лишений, переживаний, слез... И все же давайте вспомним, ведь без осознания прошлого не будет сладким нынешнее и ярким будущее.

70 лет... Спрашиваю привычного себя: «Много это или мало»? Цифра «70» в истории Израиля фигурировала очень часто, не хочу этими словами наталкивать Вас, дорогой читатель, на поиски символизма или какой-то загадочности. 70 людей – потомков Якова переселилось в Египет, Моисей в 89 псалме говорит, что дней жизни человека - 70 лет, 70 лет прожил большой израильский царь Давид, 70 лет Израиль был в Вавилонском плену... Но хотелось бы начать наш разговор с цифры «70», о которой на праздновании Дня независимости Израиля вспоминают, обычно, со слезами.


Не оставят в тебе камня на камне

Бряцанье острых мечей о большие железные щиты, грохот столетних каменных кирпичей, которые падают и падают от пробоин в вековой стене, языки пламени, которые поднимаются высоко, и, кажется, их искры летят в само небо, будто умоляя Кого-то Невидимого о помощи, повсюду слышны крики детей, плач женщин... На улице 70-й год от Рождества Христового, дня рождения Того, в Ком Израиль так и не смог узнать своего Мессию. Римские войска императора Тита штурмуют древний город Иерусалим. Казалось, что его стену это особенно не удивит. Они на своём веку успели увидеть и не такое: ассирийские войска Сенахирима, вавилонское могущество Навуходоносора, солдат Александра Македонского. И все же в этот раз они не смогли выдержать могучих ударов римских стенобитных машин... Упали.

А потом началось что-то страшное, казалось, что этому должен был бы собственноручно помешать Сам Всемогущий Бог, но нет, воспламенились деревянные двери внешнего двора Второго Иерусалимского храма, к самой святыне оставалось несколько десятков метров. Все замерли, будто в ожидании падающих с неба больших камней, как когда-то на пяти царей Аморейских, которые воевали против гаваонитян и Иисуса Навина, или солнце остановится над Иерусалимом, как когда-то над Гаваоном. Но нет, этого не случилось. Воспламенился храм, пылала завеса, разорванная несколько десятков лет назад накануне праздники Пасхи, а такая недоступная для евреев Святая Святых открылась перед римлянами-язычниками во всей красоте и величии. Наскоро вынесенный из храма семисвечник угас или от дыхания римских легионеров, или от порыва ветра, подобно погасшая на тысячу лет надежда Израиля на приход своего Мессии и возобновление независимого государства. От славного архитектурного чуда Ближнего Востока не осталось, как и пророчил Иисус Христос: «не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:44). Храм был украшен золотом, которое от огня расплавилось и позатекало между кирпичами, потому Тит приказал разобрать их и забрать драгоценный металл, поневоле, хотя не без воли Всевышнего, выполняя слова Спасителя.

В Рим потянулись толпы пленных евреев, а уже упомянутый семисвечник до сих пор остается высеченным на знаменитой арке Тита в Риме, будто напоминая те тяжелые дни. Потом упала крепость Масада. Позже император Адриан, казалось, решил поставить большую точку в истории еврейского народа, приказав построить на месте разрушенного Иерусалима римский город Элия Капитолина, а на развалинах Храма – святилище римскому божеству Юпитеру. Но это еще не все, чем мог вписать себя в историю этот правитель, он переименовал землю евреев – «Израиль» в «Палестину», то есть землю филистимлян. Причем из окрестностей Иерусалима и Палестины были выселены все евреи с суровым запретом селиться там опять.

Исследуя историю Израиля, многие историки отмечают, что после того, как евреи не приняли Иисуса как своего Царя и Мессию, состоялся будто излом, точнее перелом трехтысячелетней истории Израиля, которая после вышеупомянутых событий оборвалась, как тогда казалось, навсегда. Вечный Бог открыл двери спасения для нас, язычников. Как писал апостол Павел к римлянам: «Но от их падения спасение язычникам» (Рим. 11:11). И вот эти двери открыты уже около двух тысяч лет, миллионы язычников вошли и входят в них, среди которых, по Божьей милости, и автор этих строк. Благодарим Тебя, Господи! Какое непостижимое Его милосердие проявлено к нам! «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим. 11:17-18). Цени и береги данную Богом милость!

Шли века, сменяя друг друга. Христианство вышло из катакомб, под натиском варваров упал могучий Рим, оставив после себя полуразрушенный Колизей, миновали Средние века, пылая огнями инквизиции и постоянными войнами, корабли Колумба достигли берегов Америки, прошла Реформация с пылкими проповедями Лютера. Революции сменялись контрреволюциями, на смену войнам приходил долгожданный мир. Мир двигался вперед большими шагами в научных, технических, промышленных сферах, и казалось, что о существовании в древности Израиля все забыли, о его же истории вспоминали лишь при чтении Ветхого Завета. И будто и сами евреи, разбросанные по всему свету, в прямом смысле этого слова уже не помнили о своей Родине. Но нет, все же был Кто-то, Кто ничего не забыл! Это именно у Него пишется памятная книга, в которую верно и безошибочно вписывалась история всего человечества. О, как много историков и летописцев хотели бы хоть заглянуть в нее, чтобы найти ответ на неразгаданные загадки истории или развязать гордиевы узлы прошлого. Да, да – это Всевышний Господь, у Которого не осталось не выполненным ни одно слово!

На протяжении многих сотен лет, где бы не появлялись представители Божьего народа, нигде они так и не становились частью той нации, с которой жили бок о бок, они везде оставались евреями. Другие народы, напротив, быстро сливались с местным населением и через несколько поколений они уже ничем не отличались. Будто Чья-то рука заботливо оберегала их особенность и отделенность. Более того, в разные исторические периоды в одних государствах официально вводилась квота для поступающих в университеты из числа представителей еврейского народа, во-вторых вводились ограничения на их торговлю, в-третьих даже запрещали проживать евреям на той или другой территории. Почти никогда межгосударственные договоры не обходились без пункта об ограничении или запретах для евреев. Их обвиняли в причастности к эпидемиям чумы, обвиняли в «организации» естественных катаклизмов, сжигали на кострах инквизиции, даже выгоняли и выселяли из больших государств (вспомним испанскую реконкисту). «Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль: много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых» (Пс. 128:1-4). Такое ощущение, будто Господь постепенно тревожил свой народ, напоминая им об их заветной Эрец-Исраэль («земля Израиля»).

Вторая половина XVIII – первая половина XIX века не ознаменовывались широкомасштабными преследованиями евреев. Казалось, все постепенно утихло и Божий народ с облегчением вздохнул, забыв о когда-то обетованной Всевышним праотцу Аврааму землю, где текли молоко и мед. Приносили прибыль магазины, в синагогах каждую субботу читалась Тора, а черная кипа все реже выделяла из толпы её носителя.

И казалось, что все замерло, но нет, как оказалось, это было чем-то подобным затишью перед мощной бурей.


И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу

Поезд «Вена – Париж» медленно прибывал на железнодорожный вокзал Парижа, протяжным гудком извещая о своем визите. Из окна одного из вагонов за оживленной жизнью французской столицы наблюдал одинокий пассажир. Он приехал сюда по очень уважительной причине. Совсем недавно всю Европу потрясла потрясающая новость, кто-то уже долгое время передавал немецкой разведке секретные документы французского генерального штаба, а так как эти два государства недавно завершили войну между собой, это представляло событие широкого резонанса. Именно для освещения этого события и приехал из Австрии в 1894 году журналист по профессии, еврей по национальности Теодор Герцль. Главным обвиняемым по этому делу был Альфред Дрейфус, офицер французской армии. После разжалования в чин рядового и пожизненного заключения общественность потряс еще более поражающий факт: Дрейфус – еврей! Это повлекло массовые преследования представителей этого народа, который уже сотни лет проживал во Франции. Массовые демонстрации французов с лозунгами и вскриками «Смерть евреям!» побуждали венского журналиста к мысли о том, что ни в какой стране они не будут чувствовать себя в безопасности, кроме как в своей собственной! Евреи должны иметь свое государство! Эту мысль он изложил в небольшой книге под названием «Еврейское государство», опубликованной в 1896 году. Именно Герцль и стал одним из основателей сионизма – движения за возвращение в Израиль евреев и создание ими собственного государства. Казалось, кто бы мог пробудить в сердце такое желание? Кто бы мог вложить в его голову такую мысль, которая на то время была на уровне фантастики? – Начиная с 80-х годов XIX века будто что-то изменилось. Сначала медленно, а потом все с большей силой, особенно после уже упомянутого «дела Дрейфуса» еврейские погромы охватили едва не все страны Европы. И хотя французский суд оправдал Дрейфуса и освободил от заключения, антисемитские движения уже было не остановить. Чрезвычайно мощно почувствовали на себе эту трагедию евреи в Российской и Немецкой империях. Обычно подобные погромы сопровождались разрушением домов, разграблением магазинов евреев, поджогами синагог со всем драгоценным их содержимым (древними свитками, книгами Торы и т.д.). Их обвиняли в убийствах христианских детей, как это было в «деле Бейлиса» в Киеве и в Кишиневском погроме 1903 года, в гостиничных номерах для них отводились отдельные наихудшие места или и вовсе не позволялось селиться, журналы и газеты больше и больше наполнялись антисемитскими статьями и репортажами, демонстрации, выступления, лозунги, все будто обрушилось громадной волной на этот распыленный по всей планете народ.

Господь начал собирать свой народ. Действительно, «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья...» (Лк. 13:34). И в этот раз они захотели, а точнее это желание вселил в их сердца Бог. «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» (Иер. 16:16). Собрать настолько разюросанный народ в небольшую Палестину? Это было на грани чуда. Нет, это и было большим чудом! Евреев, которые в принципе за тысячи лет обжились, обустроились, смирились с подобным отношением к себе от окружающих, сплотить иным образом, чем через «рыбаков» и «охотников», было трудно.

И началось... Сначала несмело, неуверенно, по одному, семейством, а потом целыми сотнями и тысячами Божий народ начал собираться под «крыльями любви» Небесного Отца на землю, по которой тысячу лет назад ходили их предки. Представитель одного известного в США семейства банкиров Эдмон Ротшильд по просьбе еврейского раввина решил предоставить средства на строительство в Палестине небольшого поселения Ришон-ле-Цион, которое означает «Первый в Сионе», для переселения туда евреев. Засушливый климат и естественные условия полупустынь давали о себе знать, но постепенно все начало превращаться в виноградники, тутовые и миндальные сады.

Господь возвращал изгнанников. И если после Вавилонского плена, который длился 70 лет, евреи больше никогда не отступали от Бога, то тем более боялись нарушить что-то после 1750-летнего рассеивания. Первой проблемой было возделывание земли, ведь по Закону Моисея седьмой год – год субботы, земля должна была отдыхать. Ротшильд прекрасно понимал, если хозяйство, которое только начало развиваться, не будет работать целый год, все будет зря. Он оставил банковское дело и вместе с несколькими раввинами искал в Торе выход. И все-таки нашел: решил продать землю соседям-неевреям на субботний год, а потом опять выкупить ее, ведь работать же в седьмой год не запрещалось. И кто надоумил такого богатого человека инвестировать большие средства в это не то что малодоходное, но убыточное дело? До конца жизни этот банкир выделял на возобновление Израиля большие суммы денег, потратив на это почти все свое богатство.

Началось строительство домов, школ, больниц, небольших заводов, которые вместе постепенно превращались в прекрасные города и села. Поток эмигрантов-евреев в империю Османа, в составе которой на то время была Палестина, из стран, где их преследовали, рос с каждым годом, в частности в период с 1880 года до 1914 года сюда переехало 60 тыс. евреев. Их братья с предыдущего места проживания активно помогали деньгами и другими очень необходимыми вещами. Потихоньку обжившись и обустроившись, евреи начали переходить к более важным делам и заданиям.


К иудеям их письмом и их языком...

Маленький Бен-Цион никак не мог понять, о чем говорят окружающие его на улице люди. Его папа Элиэзер Бен-Йехуда и мама Девора учили произносить первые слова «мама» и «папа» совсем другим языком. Каждый день он слышал этот хороший язык в общении с ними за столом, перед сном в исполняемой мамой песни, в которой почему-то всегда звучали грустные, но обнадеживающие нотки и слова. К тому же Бен-Цион уже умел правильно произносить слова. Не знал маленький мальчик, что он – первый человек за тысячу лет, для которого иврит – древний язык евреев, был родным и единственным языком!

В 1881 году в Святую Землю переехал на то время малоизвестный еврей Элиэзер Перельман. Он родился на территории Беларуси и некоторое время учился в Париже, именно там его и постигла замечательная идея заняться изучением древнееврейского языка – иврита. На то время этот язык для евреев был чем-то подобным как церковнославянский для украинцев. По приезду он изменяет свое имя на Элиэзер Бен-Йехуда, чтобы быть больше похожим на настоящего еврея. Имея целью сделать древний язык евреев языком повседневного общения, Бен-Йехуда занимался исследованием древних текстов и воссозданием собственно еврейских слов. Он от самого рождения сына Бен-Циона, имя которого значило «сын Сиона», вместе с женой договорились учить его разговаривать только на иврите, которым они сами овладели уже во взрослом возрасте. Именно поэтому парнишка не понимал другого языка, кроме иврита. Лозунг Бен-Єхуда: «Еврей, говори на иврите!» стало мощным толчком для многих представителей Богом избранного народа учить родной язык.

Тысячи лет евреи не разговаривали на своем родном языке, напрочь забыв его. Подобное возобновление из-под векового пепла казалось просто невозможным. И только представьте, язык, который был мертвым (как сейчас, например, латынь) и которым уже сотню лет никто не разговаривал, стал родным и повседневным для миллионов людей! Это, по-видимому, единственный аналог в лингвистике и филологии. Разве не Господня рука сделала это? Ведь именно этим языком и был написан в оригинале Ветхий Завет Библии. Теперь читать его оригинальные тексты стало намного проще. Язык, которым говорил с Богом Авраам, написанные скрижали Моисея, пел псалмы Давид, молился к Богу Езекия, пророчил Исаия и Иеремия, можно услышать сейчас! Такого никто даже не мог представить, не то что водворить в жизнь!


«Не теряй надежду!»

С нее начиналось каждое еврейское заседание, ее мелодия раздавалась на кораблях, которые, качаясь на волнах, направлялись в Палестину. С еще большей силой и слезами на глазах звучала она, когда пароход прибывал к Обетованной земле, с ней на устах евреи шли в газовые камеры во времена Холокоста, с ней шли в атаку еврейские солдаты. Вы наверное догадались, это «Гатиква» – гимн Израиля, мелодия которого, наверное, принадлежит к наиболее узнаваемым мировым музыкальным шедеврам. То глубокое содержание, которое положено в слова и музыку этой песни, передает состояние еврейской души, в которой воспламенилась маленькая искра надежды на возвращение в свою Родину.

По одной из версий, Нафтали Герц Имбер написал «Гатикву» в 1878 году именно под впечатлением от новости об основании в Палестине небольшого поселения Петах-Тиква («Врата надежды»).

Само название отображало настроение переселенцев, которые так и хотели воплотить свои мечты в жизнь. Этот, еще достаточно молодой еврейский юноша, родом из города Золочев, что на Львовщине, казалось, изложил в ней все свои мнения и глубокое желание как можно быстрее осуществить надежду своего народа двухтысячелетней давности – «Быть свободным народом на нашей земле Сиона и Иерусалима». Стих Нафтали настолько стал популярным, что евреи перечитывали его едва ли не каждый день, понимая ценность Эрец-Исраэль для себя.

Каждая еврейская душа – душа певчая. Это надо просто представить, почти ни у какого народа не сохранилось даже одной песни из давнего прошлого, не то что сборники, и только у евреев есть такая древняя книга «Псалмов», в которой до нас дошли 150 псалмов Моисея, Давида, Асафа, сыновей Кореевых. Каждый из них содержит глубокий смысл, более того, все они наполнены Духом Божьим. Кстати, многие из этих псалмов до сих пор поются в наших евангельских богослужениях. Представляю оркестры и хоры Асафа и Емана около храма царя Соломона, которые пели «Ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» Какая красота, какое величие!

Музыку для стиха Имбера написал Шмуэль Коэн, который, как и многие его собратья, в свое время переехали из Молдовы в Палестину. Там и услышал он стих украинского еврея, положив в 1888 году на музыку этот прекрасный сердечный текст. Особенно красноречиво к душе звучат слова: «Не теряй надежду!» Кажется, эти слова раздаются не только к евреям, но и для каждого из нас – избранного Божьего народа по вере: «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40:31). Почему-то надежда, как говорят люди, умирает последней, но не у христиан, наша живая надежда – встреча со Христом в выш­нем Иерусалиме на небесной Обетованной земле, которая уже виднеется на том берегу Иордана! Пусть же наши песни, мысли и все желания будут о том Небесном крае, помня, что здесь мы временные гости. Чтобы Господу не пришлось через потрясения напоминать, что наша жизнь на небесах.


И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба...

Нет, это не был гром среди ясного неба, весь мир знал и, затаив дыхание, ожидал, что вот-вот начнется Первая мировая война. И она началась: потянулись длинные колонны солдат, заряжались пушки, заправлялись топливом самолеты. Война... Сколько горя и слез ты приносишь воюющим по обе линии фронта. Не обошла она и Палестину. Не хотелось бы особенно вникать в подробности боевых действий, но на определенных интересных моментах, которые внесли изменения в историю Святой земли, все же остановимся.

Как уже отмечалось, Палестина к началу Первой мировой войны была под властью Османской империи. Совсем рядом, в Египте, располагались войска Великобритании, которая в этой войне воевала против Османского государства. В 1917 году османские (турецкие) войска попробовали форсировать Суэцкий канал, и после нескольких неудачных попыток им даже пришлось оставить Синайский полуостров, который до этого времени им принадлежал. Британские войска под командованием фельдмаршала Алленби подошли вплотную к Палестине. В октябре 1917 года полководец начал наступление на Иерусалим, предварительно захватив Газу и Беер-Шеву (Вирсавию), которая находилась к югу от Святого города. Глава английских войск прекрасно понимал значения территорий, на которых находятся его войска, и потому старался максимально уменьшить количество разрушений и потерь. Читая каждый день Библию, он разрабатывал военные планы и маневры для избежания боевых действий в древних библейских городах.

Захватив дорогу Наблус (Сихем) – Иерусалим, Алленби окружил древнюю столицу с севера, создав вокруг нее кольцо. Дальше продвигаться он запретил до момента, когда турецкая (османская) власть города капитулирует. 8 декабря английские войска вошли в Вифлеем – родной город царя Давида, но оно ознаменовалось еще одним чрезвычайно важным событием, на которое израильский народ, к сожалению, так и не обратил внимания – именно в этом городе родился Спаситель Иисус Христос. Представляю, как осторожно ступали ноги закаленных в боях воинов по улочкам дорогого для каждого христианина городка. Ведь именно отсюда и началась две тысячи лет назад новая эпоха человечества, новая эра, как мы поем в одном из рождественского псалмов, «эра христиан». Отсюда в свои бинокли солдаты видели стены древнего Єрусалима.

Как и допускал Алленби, турецкие войска, понимая опасность окружения, оставили город, приказав его мэру Хусейну Салиму Аль-Хуссейну сдаться британцам. Тот, прихватив еще кое-кого из руководителей города, взял в руки белый флаг и начал искать победителей, которые сами еще не знали, что уже победили. Выйдя за город, турки натолкнулись на двух английских солдат, к ним и решили обратиться с предложением: «Мы хотим сдать город». Воины с удивлением на глазах не могли до конца разобраться, в чем дело. Как оказалось, один из британских офицеров, дивизия которого стояла неподалеку Иерусалима, решил на завтрак съесть яичницу. Для этого послал своего повара и рядового солдата в соседний поселок за нужным провиантом. Те, не особенно разобравшись, куда идти, наверное Библией не интересовались, сбились с пути и, не зная того, подошли к самому Иерусалиму. Представьте себе, вы ищете правильную тропинку, а вам на встречу выходят неизвестные с белыми флагами да еще с непонятной просьбой. Как ни старался повар объяснить, что им не разрешено принимать меморандум о капитуляции, мэр все равно доложил им, что город свободен и англичане могут его захватывать. Большое удивление переполняло сердца солдат, когда они быстрыми шагами возвращались к своему офицеру, который, наверное, в тот день так и не попробовал любимое кушанье.

А тем временем группа с белым флагом продолжала поиски победителей. Натолкнувшись на другом склоне горы на еще двух англичан, которые почему-то были не в военной форме, мэр решил предложить ключи от ворот города им. Как оказалось, это были разведчики, которые шли проверять состояние дел в Иерусалиме. От неожиданности они не приняли такого ценного подарка, а доложили своим офицерам, которым Хусейн уже сдавался в третий раз. Но те спешили за отступающими турецкими войсками и тоже не приняли меморандум. У мэра сложилось ощущение, что город ему придется сдавать еще не раз, и он не ошибся. Следующим был подполковник Бейли, который также боялся касаться настолько драгоценной для него вещи, но с радостью доложил об этом руководству. И только бригадный генерал Уотсон первый, но не последний, принял в письменном виде капитуляцию города. Генералу не верилось, что именно он – первый христианин за последние полтысячи лет, которому выпала честь получить ключи от такого дорогого сердцу города. Но его начальнику генерал-майору Шиа тоже захотелось быть причастным к этому действу, ему мэр сдавался уже в самом городе около башни Давида.

Генералу Алленби доложили, что город взят. Узнав об этом, он 11 декабря 1917 года решил войти в город. Хусейн из-за длинных поисков победителей и нескольких капитуляций простудился, не смог или уже и не хотел присутствовать на церемонии. Когда кавалеристы британской армии приближались к Иерусалиму со стороны Яффских ворот, по примеру Алленби все сошли с коней и входили в город пешком. Генерал знал, что победители всегда въезжали в городские ворота верхом. Он сам, кстати, был прекрасным всадником, но через эти ворота входил ногами со словами: «Как же я могу въезжать в этот город, если был Кто-то до меня, Который входил в этот город пешком». Сохранилось много фотографий этого события, но особенно поражает момент, когда закаленные и славные генералы, которые покоряли народы и земли, увидев святой Иерусалим, входили в него в смиренности, склонив головы.

А мы еще на пути к вышнего Иерусалима, часто видим его будто сквозь тусклое стекло нашего духовного бинокля, догадываясь и мечтая о том, что там будет. На мгновение представьте, как мы будем входить в Золотые врата Небесного Иерусалима, не только не на коне или пешими, а со слезами, на коленях, благодаря Бога за спасение – эту большую милость, проявленную к каждому из нас и за духовные силы, с помощью которых каждый дошел и вошел в Небесное Царство вратами!


И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших

В 1922 году Палестина официально стала подмандатной территорией Британской империи. Сюда отовсюду начали массово переезжать евреи (так называемые алия (в переводе с иврита – «Восхождение», в Израиле алией называют процесс возвращения евреев со всего мира на свою историческую родину)), количество которых увеличивались с каждым годом. К началу Второй мировой войны их насчитывалось 445 тыс. лиц. Местное арабское население очень часто протестовало и делало всевозможные жесткие попытки предотвратить репатриации израильтян, что часто приводило к столкновениям и жертвам. Но начатое с Божьего повеления движение остановить уже никто не мог. До конца Второй мировой войны территория Палестины оставалась под властью Великобритании. В принципе, ничего почти не изменилось, ведь британцы понимали опасность вражды арабов и евреев. Последним было разрешено создать свой орган самоуправления – Кнесет-Исраэль, иврит стал одним из языков Палестины, разрешено было использовать собственный гимн «Гатиква» и сине-белый флаг с шестиугольной звездой Давида в центре.

Как ни странно, но Вторая мировая война тоже была предсказуемой. Боевые действия и политические перипетии этого периода упустим. Но для еврейского народа эта война – темная страница истории. Еще задолго до ее начала в Германии, Италии и других близких им по идеологии государствах начались массовые преследования евреев. Особенно доставалось их магазинам и синагогам, которые уничтожали с откровенной злобой и рвением. Не обойти и печально известную «Хрустальную ночь» – в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, которая была проведена в Германии, в результате чего погибло, по разным данным, от 100 до 400 евреев. Около 30 тысяч были заключены в концентрационные лагеря, при этом было сожжено и разрушено более 250 синагог. Существует рассказ одного христианина о том, как уже в конце войны, когда союзники бомбили один из немецких городов и в пожарах сгорали дома и бомбоубежища – только местная, сожженная когда-то во время погромов синагога стала единственным убежищем для многих жителей. Среди них были и те, кто участвовал в ее уничтожены, и те, как наш брат, кто были против этого. Дело в том, что в синагоге уже все, что могло гореть – несколько лет тому назад сгорело, и теперь ее черные стены стали «говорить» к людям, которые за ними спрятались.

С началом войны ситуация для еврейского народа ухудшилась тем, что на захваченных Германией и Италией территориях создавались гетто – куда загонялось все еврейское население городов и сел, где их морили голодом, физически издевались и заставляли работать в нестерпимых условиях. После начали массово расстреливать в так называемых «ямах» всех – и мужчин, и женщин, и детей, нередко засыпая при этом еще живых людей. После чего, по рассказам очевидцев, земля еще несколько дней «дышала». Это были большие ужасы, но на этом все не закончилось. Действовали концлагеря – «лагеря смерти», в которых массово уничтожали евреев в газовых камерах и другими жестокими методами. Казалось, этому не будет конца.

Каждый день был будто последним. Еще долго раздавались в ушах жителей прилегающих сел и городов плач детей и крики взрослых из-за забора концлагерей: «Мессия, приди!» Существуют сведения, что многие евреи перед смертью признавали Иисуса Христа – Мессией. Господь побуждал сердца многих людей из разных народов, на свой страх и риск, прятать Его народ в своих домах и кормить их, это существенно уменьшило количество погибших. Кстати, большинство пытались попасть на территорию Палестины, которую война почти не коснулась, и все евреи, которые сюда переехали раньше, в мире и спокойствие пережили лихолетье. В целом за годы Второй мировой войны погибло около 6 миллионов евреев, хотя эта цифра может быть и больше. Еврейская нация понесла огромные потери.


В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа

После войны количество евреев в Палестине составляло уже 33% от всего населения. Британская власть, которая постоянно страдала от терактов и угроз местного населения, решила оставить Палестину, к тому же в это время Индия – главнейшая колония английской королевы – провозгласила независимость. Им, честно говоря, было не до Святой Земли. Ее главную проблему – разделение между арабами и евреями или создание единого арабско-еврейского государства – британцы хотели решить как можно быстрее, передав эту проблему в Организацию Объединенных Наций. Созданный 15 мая 1947 года Специальный комитет по Палестине при ООН после длинных размышлений и маневров большинством голосов решил создать два независимых государства, разделив их очень интересным образом: города Иерусалим и Вифлеем, как святые города, решили оставить под международным контролем ООН, на юге: город Газа и прибрежную зону с портом Яффо отдали арабам, евреям отдали пустыню Негев; в центре: холмы к реке Иордана – арабам, а приморскую часть с Хайфой – евреям; на севере: приморье – арабам, а холмы к Тиверии – евреям. Если смотреть на карту, то это шесть, почти не связанных между собой лоскутков территории, из которых создать отдельное государство было бы очень трудно.

Надежда на то, что через очень короткое время у Израиля появится собственное, пускай покромсанное и разделенное, но независимое государство, не покидала сердца евреев. Пока длились политические баталии на международном уровне, наверное уста каждого еврея шептали молитву к Богу о помощи в такой важный и, возможно, единственный исторический момент. Настолько близко к получению независимости Израиль еще не был. Но не все было так просто, совсем рядом находились аж пять больших и мощных арабских государств, которые не только были против, но и не хотели видеть на запад от реки Иордан государство евреев. А бороться против пяти армий с большим количеством солдат и оружия было просто на грани фантазии. Но не для Израиля, за это государство стоял Кто-то Невидимый, руку и сопровождение Которого евреи видели раньше и постоянно видят вот уже на протяжении 70 лет.

Решение было вынесено на голосование во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Предварительное голосование состоялось в октябре 1947 года, на котором набрать 2/3 голосов так и не удалось: «за» – 25 делегатов, «против» – 13, аж 17 «воздержалось». Какая-то струна в сердцах евреев все-таки задрожала. Казалось, что такой исторический шанс может в любую минуту, даже секунду, вылететь из рук, как тот воробей, которого потом во второй раз ловить ой не легко. Но главное голосование должно было состояться 29 ноября этого же года.

Утро 29 ноября 1947 года. Делегаты ООН не спеша занимали свои места в креслах главного зала, кто-то еще ожидал официальной позиции своего государства по этому вопросу от правительственных учреждений, кто-то время от времени перелистывал страницы Резолюции №181. И только еврейская делегация, которая здесь была присутствующей в качестве наблюдателей, со свойственным им спокойствием расположилась в ложах на балконе. А тысячи евреев и в Палестине, и по всему миру, да и не только евреев, припали своими ушами к радиоприемникам, ожидая начала голосования. Президент Генеральной Ассамблеи Освальдо Аранха из Бразилии открыл голосование за вышеупомянутую резолюцию. И хоть на первый взгляд казалось, что все дипломатически спокойны, все же напряжение в зале чувствовалось. Австралия – «за», Афганистан – «против», Аргентина воздержалась, никто не ожидал такого начала, напряжение нарастало, но представители Израиля, со свойственной им манерой, были спокойны, они со своей стороны сделали все, что могли, теперь было решение за Кем-то Другим. А дальше стрелки весов сместились в сторону евреев, США – «за», СССР – «за», Украинская ССР – «за»... Конечный результат: 33 делегата – «за», 13 – «против», 10 – «воздержалось». 2/3 голоса набраны, решение принято! Это был один из крайне немногих случаев, когда СССР и США голосовали одинаково. Да, у каждого из них были свои цели и планы на Израиль, но Божье вмешательство здесь было видимым. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Пр. 16:33).

Казалось, что остановится сердце. Тысячи евреев, несмотря на позднее время (разница во времени с Нью-Йорком), вышли на улицы палестинских городов с пением радостных песен, приветствуя друг друга, арабы же, выключив радиоприемники, легли отдыхать. Война была неминуема, но не об этом думали сейчас евреи. Только представьте себе: больше не надо будет скитаться по чужим странам, больше не надо будет чувствовать на себе унизительные взгляды, больше не повторится изгнание и желтые звезды на спине, отныне каждый из них стал гражданином своего государства, с собственным паспортом! Мне трудно передать чувство и состояние сердец благословенных детей Иакова, но прекрасно понимаю, что эти чувства были непередаваемыми. Сбылась давняя мечта Израиля, но впереди были годы, годы борьбы за свою землю, ни лоскутка которой они не собирались отдавать.


Провозглашение независимости государства Израиль

Мандат Великобритании заканчивался 1 августа 1948 года, после чего вступало в силу разделение Палестины на еврейское и арабское государство. Обе стороны уже начали готовиться к военным действиям. Арабы не приняли Резолюцию и потому считали делом времени стереть «еврейское государство» с лица Палестины, евреи готовились к обороне. Начались вооруженные столкновения, которые перерастали в военные конфликты и сопровождались большими террористическими актами. Наблюдая осложнение ситуации, британцы решили покинуть страну ранее назначенного срока – 15 мая 1948 года.

Резолюция №181 вступала в силу, если к следующей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 мая 1948 года к 18:00 не будет внесено новое предложение относительно «палестинской проблемы». Британия хотела подать новый проект резолюции, за которым бы в Палестине было бы создано единое арабско-еврейское государство. Казалось, вопрос висел на волоске, ведь США, которые в это время уже вели холодную войну с СССР, больше склонялись на сторону Британии, а вместе с ними их союзники. Таким образом образование Государства Израиль опять было под большим вопросом.

И этот день наступил, все понимали, что американо-английская резолюция будет принята. Когда до 18:00 оставалось 15-20 минут, председательствующий на заседании, представитель Аргентины, остановил выступление делегата от СССР А. Громыко. Он имел желание поставить на голосование новую резолюцию. Но в это время из своего кресла поднялся представитель Украинской ССР Василий Тарасенко и на ломаном английском языке обратился к председателю с просьбой дать слово. Аргентинец Арсе быстро выбежал ища полицию, ведь думал, что это спланированная провокация. Пройдя к трибуне, Тарасенко начал что-то говорить не совсем понятным английским, искоса посматривая на часы. И когда на них было 18:01 сошел с трибуны, как раз в этот момент председательствующий вернулся с полицией. Посмотрев на часы, тот понял, что ставить новую резолюцию на голосование уже нельзя, предыдущая вступает в силу. Через несколько минут представитель США подтвердил свою предыдущую позицию, и Резолюция №181 действительно осталась в силе. Василию Тарасенко была выражена искренняя благодарность от израильского народа, подарена Тора и даже предложено почетное гражданство, но, в силу понятных причин, он отказался. На вопрос журналистов: «Какая сила заставила Вас подняться с места?», тот ответил, что точно сказать не может. Этот мужчина, которого Господь использовал для осуществления Своих слов относительно Израиля, некоторое время был заведующим одной из кафедр факультета, на котором учится автор этих строк. Действительно, чудны дела Твои, Вседержитель, Того, Кто держит все в Своих руках!

11 мая 1948 года Давид Бен-Гурион, известный сионист и на то время лидер еврейского народа, созывал свое «правительство». На заседании рассматривался один вопрос: провозглашать независимость Израиля в ночь с 14 на 15 мая или нет? Мудрые политики и военные долго размышляли, взвешивали все «за» и «против», смотрели на ситуацию со всех сторон. И было на что смотреть: Израиль должен был противостоять армиям 5 стран, которые в несколько раз превышали силы Израиля. Бен-Гурион задался вопросом на голосовании со словами «Сейчас или никогда!» Шесть рук поднялись «за», четыре – «против». Эти четверо были такими же сторонниками образования Израиля, как и другие, все прекрасно понимали положение вещей. В это время британцы спешно паковали вещи и готовились оставить Иерусалим и Палестину навсегда.

Рано утром в пятницу, 14 мая 1948 года, под звуки шотландских волынок британские войска маршем оставляли Иерусалим. Наспех снимая флаги Британской империи с гостиницы «Кинг Девид», отправлялись они в местный аэропорт. Отсюда летели в Хайфу, а там, сев на корабль морского флота, отчалили, в 10:00 Британский мандат в Палестине прекратил свое существование. Когда уже последний полк отстукивал по мостовой одной из улиц Иерусалима свои шаги, раздалась команда «Налево!» и солдаты свернули в один из переулков, остановившись у дома №3. Командир постучал в двери. Они медленно открылись, и оттуда вышел седовласый раввин Мордехай Вайнгартен. Воцарилась тишина. Офицер обратился к старцу со словами: «От 70-го года и до сих пор ключи от Иерусалима никогда не находились в руках евреев! Я имею честь вручить Вам ключ от Сионских ворот Иерусалима, который через 18 веков оказывается опять в руках еврея!». С этими словами передал он тяжелый, уже покрытый ржавчиной, но такой драгоценный ключ Мордехаю. Не мог сдержать под очками своих слез дедушка, они все с большей и большей силой набегали на глаза. Пришел ему на память древний рассказ про этот, такой до боли родной для каждого еврея, ключ. В ночь перед тем, как войска Тита в 70 году захватили Иерусалим, когда уже была понятна безнадежность ситуации, священники передали его сильнейшему, а тот со словами: «Бог! Отныне Ты будешь охранником этого ключа!» изо всех сил бросил его в небо. И теперь он опять вернулся к евреям. Сквозь слезы Вайнгартен лишь смог сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что позволил мне дожить до этого счастливого момента». Британцы ушли, но какой-то странный звук все больше и больше наполнял Иерусалим. Да, это был звук, похожий на тот, который раздавался 1878 лет назад – звук оружия наступающих войск соседних арабских государств, но теперь раввин никому и ни за что на свете не отдаст эту самую ценную для него вещь.

Тем временем в Тель-Авиве проводились последние приготовления. Еще с вечера был подготовленный текст Декларации о независимости, которую Бен-Гурион напечатал собственноручно. Долго думали, как назвать государство. Иудея, Сион или Израиль? Остановились на последнем варианте, будто, получив снова от Бога благословление и новое имя, точно так, как когда-то праотець Иаков. Так как 15 мая была суббота и в этот день работать было запрещено, решили закончить дело в пятницу еще до заката солнца. В 16:00 в здании музея города Тель-Авив собралось много людей. Здесь присутствовали военные, журналисты, писатели и обязательно раввины и старейшины, а на улицах тысячи жителей Тель-Авива ожидали решения. К тому же миллионы евреев и не только опять припали к радиоприемникам, слушая, затаив дыхание, текст Декларации из уст Бен-Гуриона.

5 иара в 5708 году (14.05.1948) Давид Бен-Гурион провозгласил Декларацию независимости Израиля! 2 страницы текста читал он 17 минут. Заканчивая словами «Доверяя Всевышнему, мы подписываем Декларацию на земле Родины!». Не скрывая эмоций, подписывали члены Национального совета текст документа. Присутствующие платочками утирали слезы, к сожалению, никто не мог зафиксировать состояние сердец и глаз миллионов слушателей радио, но я думаю, что сердца всех бились в унисон. Главный еврейский раввин от всего сердца поблагодарил Бога и просил Всевышнего благословить вновь созданное государство. «Аминь!» – сказал он, и зазвучала «Гатиква», присутствующие, вытерев слезы, и уже с улыбкой на устах слушали и подпевали гимн вновь созданного государства. Давид Бен-Гурион, ударив молоточком по столу, сказал: «Государство Израиль родилось. Заседание закрыто!». Часы показывали 16:37. Сбылась, сбылась двухтысячелетняя мечта израильского народа – их государство Израиль отныне независимо! Еще долго не верилось, что это действительность. Да, впереди были битвы и потери, победы и радости, но уже никогда и никому еврейский народ не отдаст ни миллиметра земли, когда-то обетованной Богом Аврааму – Эрец-Исраэль!


Богдан КРАВЧУК


Газета «Християнин» 01(64)2018(rus)


© 2008-2020