Познавая мир – познаем Творца (Полет шмеля, мозговитое насекомое, дар речи, слух)
Полет шмеля: тайна остаётся тайной Как держится в воздухе увалень-шмель с куцыми крылышками-обрубками? Учёные по сей день бьются над разгадкой тайны полёта шмеля. Они открыли массу поразительных фактов об этом насекомом, но до сих пор не могут узнать, как же всё-таки он летает! Исследователи изучали шмелей, помещая их в аэродинамические трубы и измеряя энергетический баланс и затраты кислорода. Правда, надеть на шмеля кислородную маску не удалось – ведь у этих насекомых ни много, ни мало двадцать четыре дыхальца! Учёные выяснили, что летящий шмель совершает 160 взмахов крыльями в секунду и расходует за час энергию, эквивалентную по калориям 180 шоколадкам! Шмель в полёте потребляет такое же количество кислорода, в пересчёте на массу тела, как птица или летучая мышь. Однако когда шмель зависает в воздухе, потребление кислорода остаётся таким же, как и при полёте – в отличие от птиц, у которых оно возрастает. И это – лишь одно из многих открытий, противоречащих теориям современной науки. Руководитель одной из новейших программ по изучению полёта шмеля признаёт, что его группе так и не удалось выяснить, как именно шмель зависает в воздухе, и предупреждает коллег-учёных об упрощённости существующих в этой области теорий. Да, наш Бог – Творец наделил шмеля удивитёльной способностью держаться в воздухе, а современная наука, оснащённая новейшими знаниями и технологиями, так и не может разгадать секрета этой способности.
Мозговитое насекомое Вам, вероятно, доводилось наблюдать чудо превращения гусеницы в бабочку. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что бабочке нужен совсем иной мозг, нежели гусенице? Можно смело заявить, что речь идёт о насекомом с двумя мозгами! В стадии гусеницы неуклюжее тело насекомого предназначено в основном для приема пищи. Мозг его должен управлять мощными челюстями и сравнительно большой системой пищеварения, равно как и довольно громоздким способом передвижения гусеницы. Следовательно, мир гусеницы очень отличается от мира бабочки. Во время метаморфоза гусеница полностью растворяется, и бабочка появляется из жидкости. Отсюда следует, что мозг её нуждается в новых нервных клетках и новых связях между клетками; при этом некоторые клетки мозга изменяют свои функции, перемещаются в другое место или вообще погибают. В результате всего этого возникает новый мозг. Он в десять раз больше мозга гусеницы и может управлять полётом бабочки. Главная жизненная цель бабочки – размножение, поэтому новый мозг способен генерировать запахи, с помощью которых бабочки узнают потенциальных партнеров и общаются с ними. Кроме того; мозг позволяет им распознавать запах возможного партнера. Кто как не Творец мог превратить гусеницу в бабочку? Только он мог сделать так, что за одну две недели мозг полностью перестраивается и увеличивается в десять раз. Но еще более удивительны те метаморфозы, которые Он творит с людьми. Прощая наши грехи, Иисус Христос превращает нас в новые существа, любящие его и обретающие в нем радость.
Дар речи Книга Бытия, 3:9 «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» Способность к речи предполагает весьма специфическую модель, которая редко встречается в природе и присуща только человеку. Во-первых, человеческая речь требует голосовых связок, которых нет у обезьян. Из всех животных они имеются только у птиц, но никому не приходит в голову утверждать, что человек произошёл от птицы. Во-вторых, для овладения языком необходима особая структура мозга. Лобная доля левого полушария мозга связана с прилегающей к ней зоной коры – так называемым центром Вернике. Связь между ними осуществляется посредством множества нервных волокон. Результатом её является выраженная асимметрия мозга, присущая только человеку. Эта асимметрия присутствует даже у ещё неродившегося младенца и позволяет ему усваивать язык. Развитие этой области мозга заканчивается с достижением половой зрелости. Вот почему взрослым гораздо труднее изучать иностранные языки. Нельзя выучить язык, не слыша его; вот почему детей, которые выросли вдали от цивилизации и не слышали человеческой речи, впоследствии невозможно научить говорить. Где же Адам впервые услышал речь? Священное Писание говорит нам, что с ним постоянно беседовал Сам Бог-Создатель. А это означает, что язык – не набор бессмысленных звуков, которым люди сами приписывали значения. Звуки и их значения даны Самим Богом; именно по Его замыслу мы обладаем бесценным даром речи. Следовательно, язык служит не только мирским целям. Он дан нам и для того, чтобы славить Бога и Спасителя, чтобы рассказывать всем о Нём и о делах Его!
Слух Евангелие от Луки, 11:28 «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Наши чувства связывают нас с окружающим миром и дают возможность взаимодействовать с ним. Большинство людей уверено, что самое удивительное из чувств, со всей полнотой свидетельствующее о разумном замысле Создателя, – зрение. Но слух – не менее изумительное чувство. Когда какой-либо звук достигает наших ушей, барабанные перепонки начинают вибрировать – быстро или медленно, сильно или слабо. Эти изменения вибрации сообщают нам важную информацию о природе слышимого нами звука. Некоторые звуки создают в барабанных перепонках ничтожно малую вибрацию – в одну миллиардную сантиметра! Это всего одна десятая диаметра атома водорода. В среднем ухе имеются три крохотные косточки, называемые, молоточек, наковальня и стремечко. Они подхватывают вибрации перепонок, усиливают их и передают дальше, в переднюю часть ушного лабиринта, которая называется улиткой. Улитка содержит примерно 25000 крошечных волосковых клеток, которые окончательно преобразуют вибрации в электрические сигналы и посылают эти сигналы в мозг. Наш слух устроен так, что мы более восприимчивы к высоким звукам, чем к низким. Если бы наша чувствительность к низким звукам была выше, нас постоянно отвлекали бы внутренние звуки собственного организма – такие, как шум, с которым кровь бежит по артериям. Чтобы этого не происходило, в той части уха, где вибрации преобразуются в электрические сигналы, вообще нет кровяных сосудов. Организм поддерживает жизнедеятельность этих тканей, постоянно омывая их растворами питательных веществ. Мы слышим многое; к чему-то мы прислушиваемся, к чему-то – нет. Но Создатель, который одарил нас таким удивительным чувством, как слух, призывает нас прислушиваться к его слову – Библии.
По материалам христианского научно-апологетического центра
Газета «Християнин» 02-03(08-09)2002
|