Кому принадлежит время?
Однажды в Европу приехал вождь племени, обитающего на одном из далеких полинезийских островов. Пораженный, стоял он перед высокими домами и небоскребами. Они казались неприветливыми и неприступными, как тюрьма. Как же можно в них жить? Он с тоской вспоминал родные бамбуковые хижины, насквозь продуваемые ветром. В замешательстве рассматривал он людей, их одежду, как они себя ведут и общаются между собой. Ничего похожего на естественную гордость и природное достоинство его соплеменников. Но больше всего его ужаснула спешка, присущая жизненному ритму европейцев. И у каждого на запястье – свой «времямер». Даже на улицах этот прибор грозно поглядывал на встречных прохожих. А если кому-то и удавалось недолго избегать этого взгляда, рано или поздно тот все равно настигал – с высоты ратуши или соборной колокольни, где помещались самые ужасные времямеры колоссальной величины. Понятие «время» вообще относится к словам, которые европеец употребляет чаще всего. И не потому, что время у него есть, а потому, что он его постоянно теряет. Озадаченный вождь услышал, как люди, суетясь, кричали, что у них «больше нет времени», что опять «слишком поздно», и «куда это только девается время?..» И тут он понял, насколько богат. У них на острове никто не набрасывался на время, а просто отдыхал в нем. Наслаждался им, принимая как верного чуткого друга, приносящего с собою покой, свет и тепло... Как научиться жить в таком ладу со временем? Где набраться мужества встречать наше «сегодня»? Ведь именно здесь мы все время терпим неудачу; едва прошло «вчера», а мы уже испытываем страх перед «завтра». И лишь «сегодня» – этот, в сущности, единственный день, находящийся в нашем распоряжении – мы подчас воспринимаем как личного врага. Испытывая волнение, страх, чувство вины, нехватку воздуха и сердцебиение, мы стремимся промчаться через него, ибо «вчера» не сделали того, что нужно передать в «завтра». Но разве не к нам обращены слова псалмопевца: «В Твоей руке дни мои»? Бог сотворил не только каждого из нас, но и гармонию дня и ночи, чтобы даровать нам равновесие между работой и отдыхом. И Он один ведает, что для нас благо. Он сам отмерит нам время и научит, как правильно им распорядиться. Разве это не великое предложение? Если утром ноша моя уже столь тяжела, что донести ее до вечера нет никаких сил, я могу сказать: «Господи! В Твоей руке дни мои». Ни на день не можем мы продлить нашей жизни. Почему же мы думаем, будто время – наше личное достояние, которым скупо или щедро распоряжаемся и за которое непременно цепляемся? Бог – это наш «Бог – сегодня», наш «Бог – теперь», Тот, Кто говорит: «Внемлите мне и считайте Меня сегодня своим Господом!» Сомнение – вот что мешает нам доверить свое время Господу, поскольку мы убеждены, что надо всем отданным уже властны. Мы не доверяем Богу, ибо говорим себе: «Как Он может дать время, если мы уже выяснили, что в настоящем времени нет?» Господь здесь, сейчас, Он подставляет Свои плечи под нашу ношу. И если мы оглянемся назад, то разве не увидим следы Его ног, которые вчера и позавчера прошли рядом с нами? Известный богослов Герман Беццель однажды сказал: «Вчера прошло, завтра еще не настало, а сегодня помогает Господь!»
Бэренд ИРМХИЛЬД
Газета «Християнин» 01(12)2004
|