Великие люди о воскресении
Теодор Харнан считает, что «позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа – никак не христианское богословие. Либо Христос воскрес, и тогда христианство истинно, либо Он не воскресал – и тогда христианство не имеет никакого смысла». «Вера в воскресение, – замечает Х.Г. Лиддон – есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушатся и все учения». Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения Церкви. Вот что пишет об этом Уимбур Смит: «С первого же дня божественно дарованной ей жизни, христианская Церковь была едина в своем свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений Церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветную литературу, что если изъять из нее те фрагменты, где речь идет о воскресении, то оставшиеся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко первым христианам; о нем говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырех веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского Собора. Воскресение стало одним из символов веры для Церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включается во все последующие вероучения христиан. Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе Христе и Его Воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности». «Сам Христос, – как пишет Б.Б. Уорфилд – намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда люди просили Его о знамении, Он указал на воскресение как на единственное и главное доказательство Своих слов». В своих «Лекциях в защиту христианской веры» знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о «важности воскресения Христа, подчеркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос как на доказательство Своих слов». Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин: «Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская Церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было – и вы избавитесь от христианства». «Не выковано еще такое оружие, да его и невозможно выковать, – замечает ученый Уимбур М. Смит – которое разрушило бы трезвую веру в исторические свидетельства этого эпохального и предсказанного события. Воскресение Христа есть главная крепость христианкой веры. Доктрина о воскресении перевернула весь мир еще в первом веке. Если не верить в воскресение, то нельзя верить ничему, что составляет живую и единственную в своем роде суть Слова Господа Иисуса Христа». «Вот полные сведения, – пишет Дж.Б. Харди – Конфуций покоится в своей гробнице, равно как и Будда, и Мухаммед, но гробница Иисуса – ПУСТА».
Газета «Християнин» 02(11)2003
|