Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете "Христианин".

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки






Украина онлайн

wwjd.ru: Христианская поисковая система.

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета "Христианин" (Украина, Херсонская область, г. Новая Каховка) приветствует Вас!

На этом небольшом сайте вы сможете прочитать некоторые статьи из нашей газеты, а так же скачать её электронную версию.

Духовность или душевность?

Недавно я как-то особенно обратил внимание на существующую среди многих людей путаницу в вопросах духовности. Что можно называть духовностью, а что нет, – подобной неразборчивостью страдают люди разные, но более всего интеллигенция – люди науки, культуры. Они склонны приписывать духовность различным произведениям искусства: литературе, живописи, народным обрядам, фольклору, научным познаниям и тому подобное, независимо от их религиозного содержания, и даже без такового. Принято считать, что чем больше человек слушает музыку (хорошую музыку), расширяет свою эрудицию, посещает театры, картинные галереи, тем духовнее он становится. Часто в подобной путанице сквозит ересью «Живой этики» и Рериховского учения, которому, особенно в начале 90-х, была подвержена большая часть интеллигенции. Однако, сегодня люди с подобным мировоззрением осмеливаются называть себя христианами.

Мало того, сегодня можно наблюдать, как реанимируют язычество. Культы и верования славян сейчас особенно в моде. «Как же, – говорят некоторые, – это же наши корни, наша история», – естественно, называя все это духовностью. Как же не знаете вы, что всякое учение, не проповедующее Иисуса Христа, пришедшего во плоти для нашего спасения, есть учение бесовское. Когда-то народ, стенающий под властью греха и приносящий жертвы безгласным идолам, по милости Божией увидел свет Евангелия. Наступил мир и порядок в семье, в обществе, в государстве. Из полудиких племен русичи стали европейским народом.

Пагубно и глупо откачивать утопленное язычество!

Нередко по радио и телевидению можно услышать, как на какой-нибудь религиозный праздник описывают традиции, связанные с ним: как нужно правильно стать, сколько раз поклониться, что положить, сколько раз перекреститься, – и это, к сожалению, тоже называют духовностью.

Нельзя называть духовностью мертвую атрибутику.

Теперь давайте посмотрим, что говорит об этом Библия: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1-е Кор. 2:12-16). Интересно то, что апостол Павел резко противопоставляет духовное и душевное. В другом месте Священного Писания апостол Иаков ставит душевное даже наравне с бесовским (Иак. 3:15). Почему так резко? Возможно потому, что в те времена господства эллинистической культуры, все мировосприятие – культура, искусство, словом, область восприятия души, было пропитано языческими культами эллинской философии многобожного Олимпа. Эта религия еще долгое время стояла на пути проповеди Благой вести.

Здесь необходимо заметить, как Библия разграничивает состав человека на тело, душу и дух. Тело – это то материальное, что мы можем видеть и осязать. Душа – это наше «Я», субстанция наших чувств, восприятий, эмоций. Дух – это то, что имеет «кредо», твердые убеждения, какой-то стержень, то, что дает как бы вектор направления для жизни души и телу. Именно духом человек соединяется с Духом Божиим, преображаясь, становясь новым творением, созданным по образу Бога свыше. Только так откроется человеку благодать Евангелия, его актуальность, насущная необходимость.

Но что же делать с душой, может быть она совсем не нужна – эта постоянная помеха для духовной жизни? Или может все должно быть на своем месте?

Теперь давайте перенесемся с греческого Олимпа на много веков вперед. Нет, не в наш век тотальных фальсификаций, а хотя бы на несколько столетий раньше. Мы увидим, как все виды искусства, даже наука, были посвящены Великому Богу и Сыну Его – Иисусу Христу. О Нем писались картины, поэмы, и каждое открытие ученых возвещало о том, как велик Бог. И это являлось громкой проповедью Евангелия и утверждением для верующих.

Оказывается можно совмещать и духовное с душевным, если душевное подчинено духовному, а наш дух – Духу Божьему.

Юрий Борисов


Газета «Християнин» 01(15)2005


© 2008-2020