Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки


Украина онлайн

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета «Християнин»
(Украина, Херсонская область,
г. Новая Каховка)
приветствует Вас!


На этом небольшом сайте вы можете
прочитать все статьи из нашей газеты,
а так же скачать её электронную версию.
>>Читать последний номер<<
>>Скачать календарь на 2022 год<<

Подобное говорили все...

... Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Матф. 26:35)


Кому из нас не приходилось в жизни сталкиваться с отречением? Вопрос насущный и актуальный, но чтобы правильно на него ответить, нужно сначала знать, что это такое. Вы удивлены? Не удивляйтесь, многие действительно до конца не могут разобраться в истинном значении этого, имеющего отрицательный оттенок, слова. Тем более, если даже в церкви затрудняются с объяснением отречения... Кого, согласно Библии, можно считать отрекшимся? Как относиться к таковым, и какие последствия ожидают их в вечности?

В Евангелие от Матфея употреблено греческое слово «апарн`исомай», что на русском языке означает: «отклоню, отвергну, откажусь; отрицать». Ожегов в своём словаре объясняет это слово, как: «Отказаться от кого-нибудь. Отказаться от старых друзей (изменить им)...»

Рассуждая об отречении, хотелось бы начать со слов апостола Павла: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:11-13). В богословской литературе мы можем найти предположение, что ап. Павел цитирует здесь отрывок из старого христианского гимна. Давайте попробуем разобраться, какая истина заложена в этих немногих словах? В Новом Завете мы находим несколько видов отречения и каждый имеет свои последствия в вечности. По определению некоторых богословов самым наилучшим примером отречения является тогда ещё самоуверенный Петр. Он отрекся от Господа из-за страха смерти, сказав только несколько слов.


Отречение словом

Вполне подробно этот факт описывают синоптические Евангелия. Начнем с повествования евангелиста Матфея. «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Матф. 26:69-74).

Так же и Марк подтверждает, что Пётр «отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И далее он «начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (Марк. 14:66-71).

Евангелист Лука дополняет описание этого события, так: «Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!» (Лук. 22:57-60).

Какой позор отречься при всех от Господа! Нам просто с негодованием хочется воскликнуть: «Я бы так никогда не поступил!», «Наша церковь и Писание осуждает Петра: нет ему спасения вовеки – не брат он нам!». И в самом деле, Христос ведь Сам сказал, что «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10:32,33). Божья справедливость восторжествовала (2 Тим. 2:12). Чего уж тут непонятного.


Отречение делами

Второй вид отречения, который описан в Новом Завете – это отречение делами. Но не из-за страха смерти, как в случае с Петром, а из-за нежелания согласиться с Писанием, которое гласит, что христианину будет необходимо пострадать, следуя за Христом. Апостол Павел наставляя Тита, писал: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). Так же в послании к Тимофею мы находим, что есть категория христиан имеющих только «вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). Для таковых людей вполне естественно быть: самолюбивым, сребролюбивым, гордым, надменным, злоречивым, родителям непокорным, неблагодарным, нечестивым, недружелюбным, непримирительным, клеветником, невоздержным, жестоким, не любить добра, быть предателем, наглым, напыщенным и сластолюбивым (2 Тим. 3:2-4).

Как мы видим, словом здесь никто не отрекается. Наоборот – все говорят, что знают Бога и постоянно учатся. К тому же такие христиане в своём отречении преуспевают. Они живут так, как будто для них никогда не пропоёт Петров петух. И если с отречением Петра всё понятно и ясно, то в данном случае церковь в продолжительном замешательстве.


Где же выход?

Какое отречение – есть отречение? Обратимся к тому, что говорит Писание: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:26-31).

Для таковых обязательно исполнятся слова христианского гимна – «если мы отречёмся, то и Он отречётся от нас!». Приведём слова Иисуса, которые станут фатальными для многих членов Церкви: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:21-23).

Также есть предупредительное слово Христа и для избранного израильского народа: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лук. 13:23-28).

Однако есть нечто, что может удивить современных «святых». Это случай отречения будущего столпа Церкви. Оказывается, Христос не вычёркнул Петра из книги жизни, как это сделали бы мы. Так как «вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Матф. 26:74-75). Иисус увидел горькие слёзы осознания и раскаяния! Да-да! Были горькие слёзы Петра (Матф. 26:74-75; Марк. 14:71-72; Лук. 22:60-62).

Христос сделал особый акцент Своей благодати, когда возвестил через ангела пришедшим ко гробу женщинам: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Марк. 16:7). Встреча состоялась. Как ни странно, Иисус не укоряет Симона, не обличает его со властью. Этот ученик познал цену своей самонадеянности, когда внезапно запел петух. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан. 21:15-17).


Выводы

В заключение наших размышлений разрешите подвести итог всего выше сказанного.

Во-первых, отречение словом происходит явно, но это состояние может быть временным. Осознав своё положение, человек может при жизни покаяться и получить милость от Господа, как это было с Петром. Он ведь любил Иисуса и впоследствии доказал это делом. Ибо «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Баркли писал: «Бог никогда не оставит человека, пытавшегося быть верным Ему, но даже Он не может помочь человеку отказавшемуся знать Его».

Во-вторых, отречение делами – завуалировано и может быть постоянным. Этим оно особенно чревато для христианства, так как существует огромная опасность не совершить достойное покаяние при жизни. Тогда упомянутый стих из 2 Тим. 2:13 звучит не как обетование милости до последней минуты жизни, а как исполнение Своих угроз после смерти для непокаянного христианина, отрекшегося делами от Господа.

Итак, если мы говорим, как и все «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», то необходимо помнить, что наше спасение зависит не от нас, но только от Господа Иисуса Христа. Не осуждайте никого, не отправляйте ни в ад, ни в рай, ведь вы не знаете, когда пропоёт ваш петух. Помните! Наша надежда только в Боге. Он единственно верен, так как Себя отречься не может.


Сергей СЕЛЕЦКИЙ (ОЦХВЕ, г. Белгород-Днестровский, Одесская обл. Украина)


Газета «Християнин» 03(36)2010


© 2008-2020