Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».
При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.
Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.
|
|
Поликарп (История Церкви)
Несгибаемая вера христиан первых веков существования церкви выступает как сияющий образец преданности на фоне языческого мира. Как можно было твердо стоять перед лицом смерти и утверждать, что распятый Иисус есть Бог, если это было мифом или мошенничеством? Такое абсолютное доверие невидимому Богу казалось феноменом, никогда ранее не виданным. В чем заключался источник такой силы и смелости? Многие люди начали свой путь к вере с ответа на подобные вопросы. Одним из первых широко известных мучеников в годы, последовавшие за новозаветным периодом, был Поликарп, любимый епископ верующих в Смирне. «Он был почитаемым человеком», – пишет Ф.Ф. Брюс, – последним звеном, связывавшим тех, кто видел Христа во плоти, ибо он сидел у ног Иоанна, Его любимого ученика». Как и когда он стал христианином неизвестно, но в начале второго века он исполнял успешное служение в Смирне. Его служение против язычества поражало своей мощностью настолько, что он прослыл по всей Малой Азии «атеистом» – «азийским учителем, разрушителем их богов». По мнению язычников он прославлял мертвого человека, и его волнующие службы об учении и чудесах, совершенных Иисусом, о которых он знал из первых рук от Иоанна, особенно выводили из себя язычников. Источником раздражения также являлось его писание. Единственным документом, написанным им и сохранившимся до наших дней, является «Послание к Филиппийской церкви», в втором центральное место занимает учение о Христе. О Христе он говорит в высоких выражениях, как о Господе, Который восседает одесную Бога и Которому подчинено все на небесах и на земле. Около пятидесяти лет Поликарп как епископ оказывает сильнейшее влияние на окружающих людей. Он был прекрасный образец для научения смирению. Поликарп не принадлежал к апостольскому веку и, кроме своих воспоминаний о связях с Иоанном, никогда не уравнивал себя с Апостолами. В 156 году от Р.Х. Азию захлестнули антихристианские преследования. Об этом говорится в Послании из Cмирнской церкви. Гражданские власти решили предать смерти нескольких христиан. Поликарп стал их желанной мишенью, и верующие настояли, чтобы он укрылся в потайном месте. Но прятаться долго не пришлось, его слуга не выдержал пыток. Солдаты узнали место убежища и нашли его. Но казнь Поликарпа не получилась такой, какой её хотели видеть власти. Поликарпу было 86 лет, и что, было, толку лишать его жизни? Власти хотели, чтобы он отрекся от веры. Его отречение стало бы победой язычества над христианством и нанесло бы сильный удар по «культу» Иисуса. «Что же дурного в том, что ты скажешь «Цезарь есть Господь» и воскуришь в его честь фимиам, и тем спасешь себя», – уговаривали его чиновники, когда он был приведен к ним под арестом. «Имей уважение к своему возрасту, – просил проконсул, – поклянись божественностью цезаря; покайся и скажи «Долой атеистов!»... Поклянись, и я тебя отпущу». То что за этим последовало, красочно описано историком ранней церкви Евсевием: «Но Поликарп спокойно взглянул на собравшуюся толпу, махнул рукой в их сторону, вздохнул, поднял глаза к небу и громко сказал: «Долой безбожников!» Правитель продолжал настаивать и дальше: «Поклянись и я освобожу тебя; отрекись от Христа». «Восемьдесят шесть лет, – сказал Поликарп, – я служил Ему, и он не сделал мне ничего плохого: как я могу поносить моего Царя, Который спас меня?» «У меня есть дикие звери, – продолжал проконсул, – ...Если ты не боишься диких зверей, я сожгу тебя на костре...» Поликарп ответил: «Тот огонь, которым ты пугаешь, будет жечь короткое время и вскоре погаснет; но есть огонь, о котором ты ничего не знаешь, – огонь предстоящего суда и вечного наказания, огонь, сохраняемый для безбожников. Но чего ты ждешь? Делай, что хотел»... Проконсул изумился и послал глашатая в центр арены провозгласить три раза: «Поликарп засвидетельствовал, что он есть, христианин»... Тогда из всех глоток вырвался крик, что Поликарпа следует сжечь живьем. ...Остальное произошло быстрее, чем можно описать: толпа ринулась собирать топливо для костра из мастерских и общественных бань. Когда костер был готов, Поликарп помолился. Когда закончил свою молитву, произнеся «Аминь», люди подожгли костер и огромное пламя взмыло вверх». Хотя казнь Поликарпа была организована языческими властями, побуждаемыми антихристианской толпой, конечным результатом явилась победа христиан. Верующие в Смирне, конечно, чувствовали себя осиротевшими, потеряв своего дорогого пастора, но, с другой стороны, многих неверующих объял ужас от происшедшего. Смерть Поликарпа завершила период гонений в Азии, проложив дорогу менее смелым, чем он, дав им возможность открыто провозгласить свою веру в Христа.
По материалам газеты «Мирт» №3, 98 года
Газета «Християнин» 01(01)2000
|