Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки


Украина онлайн

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета «Християнин»
(Украина, Херсонская область,
г. Новая Каховка)
приветствует Вас!


На этом небольшом сайте вы можете
прочитать все статьи из нашей газеты,
а так же скачать её электронную версию.
>>Читать последний номер<<
>>Скачать календарь на 2022 год<<

Морские стези (О жизни Мэтью Фонтейн Мори)

Мэтью Фонтейн Мори (англ. Matttw-Fontaine Maury; 14 января 1806 – 1 февраля 1873) – американский морской офицер, астроном, историк, океанограф, метеоролог, картограф, геолог, преподаватель, а также автор научных публикаций.

Его назвали «первооткрывателем морей» и «отцом современной океанографии и военно-морской метеорологии» и позже «ученым морей», или «следопытом морей», из-за публикации обширных работ в его книгах, особенно в «Физической географии моря» (1855), первой обширной и всесторонней книге по океанографии. Мори сделал много важных новых вкладов в построение графиков ветров и океанских течений, включая океанские пути для проходящих судов в море.

Мэтью Фонтейн Мори родился недалеко от Фредериксбугра, штат Виргиния. Он был седьмым ребенком в семье небольшого плантатора Ричарда Мори, который происходил из семьи французских гугенотов, бежавших от насилий и притеснений Людовика XIV из Ирландии, и Дианы Минор, предки которой были голландскими колонистами XVII века.

Мэтью был окружен с детства и юности теми, чьи жизни были обогащены глубоким и неизменным отношением к Библии как Слову Божьему. В книге «Жизнь Мэтью Фонтейна Мори», написанной его дочерью, Дианой Фонтейн Мори Корбин (1888), говорится, что отец Мэтью был очень точен в религиозном обучении своей семьи, насчитывающей пять сыновей и четырех дочерей, то есть Джона Минора, Мэри, Ходока, Матильду, Бетси, Ричарда Ланселота, Мэтью Фонтейна, Кэтрин и Чарльза. Он собирал их утром, вечером или в течение дня, чтобы прочитать Псалтырь, стих за стихом; и таким образом настолько ознакомил Мэтью Фонтейна, начиная с Псалмов Давида, что спустя жизнь он мог процитировать цитату и указать главу и стих, как будто перед ним была открытая Библия.

Годы юности Мэтью провел в Теннесси, где получил хорошее образование, и надеялся поступить на службу в военно-морской флот, подражая старшему брату, который был военно-морским офицером. Он частенько вскарабкивался на высокое дерево и смотрел вдаль, воображая себя моряком на мачте корабля. И его мечта сбылась: в начале 1825 года в возрасте 19 лет Мэтью Мори поступил на службу в ВМФ Соединённых Штатов. Он начал свою карьеру гардемарином на фрегате «Брэндвайн» («Brandywine»), желая узнать всё о море и методах навигации. На нём он совершил в 1825-1826 гг. плавание через Атлантику в Средиземное море. Во время своих первых морских путешествий Мори обратил внимание на изменения в атмосферном давлении с переменою кораблем места; сделанные по этому поводу наблюдения и выводы опубликовал в «American Journal of Arts and Sciences» за 1831 год.

15 июля 1834 года Мэтью Мори женился на своей кузине Анне Эрдон Мори (1811-1875); у них было пять дочерей и три сына. Продолжая заниматься заинтересовавшим его вопросом, который в то время ещё никем решительно не был поднят, Мори в 1835 году опубликовал свои первые «Sailing Directions» («Наставления для мореплавателей»). Через 4 года он напечатал статью, где впервые высказал мысль о возможности сократить время плавания судов от одного порта назначения до другого, пользуясь попутными ветрами и течениями.

Мореходные дни Мэтью Мори резко закончились в возрасте 33 лет после того, как при аварии с участием дилижанса у него была сломана правая нога. Он остался хромым на всю оставшуюся жизнь и непригодным к морской службе. Отчаяние разрывало его душу, но именно эта случившаяся трагедия даст толчок в его карьере и расположит его имя на устах и диаграммах моряков во всем мире. В связи с травмой в 1842 году Мэтью был переведён на береговую должность – начальником Архива морских карт (Депо карт и приборов) в Вашингтоне, к которому затем были присоединены Гидрографическое управление и Военно-морская обсерватория. Это новое расширение деятельности дало ему возможность проявить всю свою громадную энергию и провести в жизнь уже давно занимавший его вопрос о морских кратчайших путях.

Однажды, когда Мори заболел и был прикован к постели, его сын читал ему Священное Писание, а точнее – Псалом 8. «Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» Услышав упоминание о «морских стезях», Мори воскликнул: «Если Бог сказал, что есть пути в море, я найду их...»

И он нашел! Для этого ему нужно было иметь материал относительно распределения и направления течений и ветров в океанах. У него возникает мысль поднять архивы – судовые вахтенные журналы военных и торговых кораблей. Мори читал и изучал старые журналы кораблей, в первую очередь заинтересовавшись астрономией и графиками миграции китов, которые были неизвестными для китобоев того времени, так как они, уходя в море, иногда в течение многих лет не знали, что киты мигрируют и что их пути могут быть намеченными. Это была блестящая идея: ведь за одни и те же годы множество кораблей прошло в самых различных точках океана, и в их вахтенных журналах находились драгоценные данные о распределении и направлениях течений и доминирующих ветров. Он добился, чтобы морской министр США Абель Паркер Апшер предписал всем судам ежедневно несколько раз в день наблюдать и записывать скорость течений и ветров, измерять температуру, атмосферное давление, определяя одновременно широту и долготу места.

Все эти материалы и легли в основу его знаменитой книги «Карты ветров и течений Северной Атлантики». Первая карта Мори содержала в себе «розы ветров» в квадратах со сторонами в пять градусов. Для каждого месяца там указывался процент ветров и их сила. Затем появляются два больших тома, содержащих морские инструкции и карты.

Мори разработал множество маршрутов, иногда сократив переходы кораблей более чем наполовину. Эти достижения принесли ему имя «следопыт морей». Первым важным следствием работы Мори был выигрыш во времени на путях из Сан-Франциско через мыс Горн и, следовательно, экономия миллионов долларов для судовладельцев. Время перехода из Ливерпуля в Мельбурн сокращалось на пятьдесят дней. Данные, обработанные им для Атлантического океана, дали возможность почти наполовину уменьшить время перехода для парусных судов из Нью-Йорка к экватору (вместо 40 суток – только 24). Столь блестящий результат не замедлил снискать ему сторонников и сейчас же увеличить число нужных наблюдений, которые он просил ему присылать взамен сообщений разработанных им судоходных маршрутов.

С тех пор моряки пользовались картами Мори, дающими сведения о ветрах в районах, которые им предстояло посетить. Трассы парусных кораблей изменились коренным образом. Моряки уже не намечали прямых путей. Расстояние не имело большого значения, главным образом в расчет принималась погода. На трассах Мори были указаны штилевые районы, и клиперы старались обойти их и пройти там, где ветры дуют постоянно.

Чтобы упорядочить и объединить обработку вахтенных журналов, по настоянию Мори в 1853 году в Брюсселе собралась первая международная морская метеорологическая конференция, на которую США делегировали Мори. На ней по предложению Мори была принята стандартная система наблюдений, предназначенная дополнять карты и инструкции. Больше не было секретов, ревниво охраняемых штурманами и мореходными школами. Эти массовые наблюдения позволяли создать точные карты ветров и течений морей и океанов. Экваториальные штили, пассаты, ветры сороковых параллелей, муссоны, тайфуны были локализованы на картах. Рекомендовались некоторые трассы. Пруссия, Испания, Сардиния, Чили, Австрия, Бразилия, Вольный город Гамбург и Бремен в числе первых присоединились к системе Мори.

Также в 1853 году Мори организовал Амазонскую экспедицию, поставив во главе ее своего кузена – лейтенанта Вильяма Льюиса Херндона. Под его руководством были составлены подробные карты бассейна великой реки.

Работы Мори возбудили интерес к физико-географическому исследованию океанов, и первая написанная им «Физическая география моря» была переведена на многие языки, в том числе и на русский. Следовательно, Мори является творцом таких наук, как океанография и морская метеорология, которых до него не существовало. Мори составил первую карту дна северной части Атлантики.

В начале 1855 года Мори разработал систему морских коридоров, известных как «Пароходные пути Мори» («Maury's Steam Lanes», «Steamer Lanes Across the Atlantic»), следование которым помогло бы избежать столкновений судов в непогоду.

Знания Мори были так обширны, что он был призван на помощь в выборе наиболее выгодного времени и места для прокладки Атлантического кабеля. Он подготовил график, представляющий в профиле дно Атлантики между Европой и Америкой, обращая внимание на существование там так называемого «телеграфного плато». Он также смог убедить общественность, что такой кабель был практичным.

Когда вспыхнула Война Севера и Юга и его родная Виргиния вышла из США, Мори 20 апреля 1861 года подал в отставку и объявил о переходе на сторону Южных Штатов. 11 июня 1861 года он был назначен командующим Береговой обороной США (Chief of Sea Coast, River and Harbor Defences).

После войны Мэтью Мори какое-то время путешествовал по Европе и Центральной Америке, а затем поступил на службу к мексиканскому императору Максимилиану I. Будучи назначенным имперским комиссаром по иммиграции, Мори основал в Мексике города Карлотта и Ново-Виргинская колония, в которых расселил своих земляков и других беженцев-южан.

Возвратившись в 1868 году на родину, Мэтью Мори продолжил исследовательскую и преподавательскую деятельность. До конца своих дней он состоял профессором метеорологии в Виргинском военном университете.

Мэтью Фонтейн Мори умер у себя дома в Лексингтоне в 12:40 в субботу, 1 февраля, 1873 года. Он был изнурен от путешествия, в течение которого давал лекции по метеорологии. Его сопровождали старший сын, майор Ричард Ланселот Мори, и зять, майор Споттсвуд Велфорд Корбин. Мори попросил своих дочерей и жену, чтобы они покинули комнату, предчувствуя свою близкую смерть. Его последние слова были: «Все хорошо», – это морское выражение, которое гласит о спокойных условиях на море.

Его тело было помещено на обозрение в библиотеке военного института Виргинии. Мори был первоначально похоронен в семейном склепе на кладбище в Лексингтоне, штат Кентукки, но затем он был перезахоронен между президентами Джеймсом Монро и Джоном Тайлером на Голливудском кладбище в Ричмонде, штат Виргиния.

В городе Ричмонде, штат Виргиния, воздвигнут памятник как дань уважения Мэтью Мори. Памятник выглядит так: ученый держит в своей левой руке карандаш и компас, а в правой руке находится копия его графиков. Около его левой ноги лежит его книга «Физическая география моря», так же, как и Библия, указывая на центральную роль, которую вера играла в жизни Мори. Часть надписи на нем гласит: «Мэтью Фонтейну Мори, открывателю морских путей, гению, первому вырвавшему у океана и атмосферы секрет их законов... Его вдохновение – Священное Писание...»

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Мэтью Мори (совместно с Антонией Каэтана Мори) кратеру на видимой стороне Луны.

Оригинальное здание Колледжа Виргинского института морской науки называют Залом Мори. В другом Зале Мори, названном в честь него, размещаются отдел электротехники и вычислительной техники и отдел системного проектирования в Военно-морской академии США в Аннаполисе, Мэриленд. В его честь были также названы корабли, озеро в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, река расположенная полностью в округе Рокбридж, Виргиния.

Мори жил по Писанию, он полностью и безоговорочно верил в то, что заявляло Священное Писание. Он почти никогда не говорил и не писал без включения библейских ссылок, он молился каждый день.

На протяжении всей своей жизни он никогда не замаскировывал взаимосвязь, которую он увидел между творением и Творцом, между наукой и Писанием. В одном выступлении он открыто заявил: «Я, однако ... прошу прощения за упоминание правила поведения, которое я принял для того, чтобы добиться прогресса в этих физических исследованиях, которые заняли так много моего времени ... Правило это – никогда не забыть, кто является Автором большого свитка, который природа развертывает перед нами, и всегда помнить, что то же самое Существо является автором книги Откровения, которое держит нас».

На протяжении всего своего успеха Мори не забыл свою веру в Писание. Его «Физическая география моря» наполнена ссылками на Библию. Он был очарован отрывками, в которых упоминалось море, такими как: Псалом 8:9, Псалом 106:23-24 и Екклесиаста 1:7, но все-таки Мори был увлечен Библией задолго до того, как полюбил море.

Тот, кто изучает море, утверждал Мори, «должен смотреть на него как на часть изысканного механизма, с помощью которого сохранилась гармония природы, а затем начинать постигать совершенство порядка и очевидность замысла» (1859).

Когда ученый смотрел на свои любимые океаны, видел работу рук Бога, Бога-Творца, Который, как Мори твердо верил, поставил «решетки и заслонки, чтобы задерживать гордые волны; и кто дал морю устав, чтобы его воды не переступали пределов Его владения. Он заложил основы мира так прочно, что они не могут быть сдвинутыми вовек». В своей работе «Физическая география моря и его метеорология» он заявил: «хотя тот факт, что воздух имеет вес – давно предсказан (в книге Иова), философы никогда не признавали этого, пока в сравнительно недавнее время он был объявлен ими в качестве великого открытия».

Мори хорошо знал, что его взгляды оказались противоречивыми для коллег. Перед пятью тысячами человек при основании Южного университета в Восточном Теннесси (30 ноября, 1860), он провозгласил следующее: «Я был обвинен людьми науки и в этой стране, и в Англии за цитирование Библии в подтверждение доктрин физической географии. Библия, говорят, была написана не для научных целей и поэтому не имеет власти в вопросах науки. Прошу прощения! Библия является авторитетом для всего, чего она касается. Что бы вы подумали об историке, который должен отказаться принять во внимание исторические записи о Библии, потому что Библия была написана не для целей истории?»

Как бы там ни было, именно Библия послужила источником великих открытий Мэтью Мори, как и во многих случаях с другими учеными. Поэтому, дорогой читатель, изучая Слово Божье, и Вы сможете сделать для себя много открытий в этом огромном океане Божьей премудрости, а самое главное – получить спасение для своей души. Семь футов под килем и попутного Вам ветра!


Подготовила Ирина ДРАЙЦЕВА


Газета «Християнин» 04(58)2015


© 2008-2020