Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки


Украина онлайн

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета «Християнин»
(Украина, Херсонская область,
г. Новая Каховка)
приветствует Вас!


На этом небольшом сайте вы можете
прочитать все статьи из нашей газеты,
а так же скачать её электронную версию.
>>Читать последний номер<<
>>Скачать календарь на 2022 год<<

От Пасхи к Воскресению

Перед воскресением Христа произошли события, которые навсегда остались в истории. Их достоверность подтверждается сохранившимися до наших времен памятниками прошлого. В Святом Иерусалиме и сегодня существуют те места, где ступали ноги Христа, где проходили Его земные дни.


Пасха и верхнее помещение

Евангелисты Марк (14:15) и Лука (22:12) говорят о том, что последняя вечеря происходила в верхней «комнате». Теми же словами говорится и о помещении, в котором находились ученики после Вознесения (Деяния, 1:13), и о том помещении, где они собрались в день Пятидесятницы (Деяния, 2:1). Возможно, это был дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, куда поспешил Петр после того как Ангел освободил его (Деяния, 11:13): там многие собрались на молитву. Подобная комната для гостей, с ложами или подушками вдоль стен является традиционной в восточных домах. Центр комнаты оставляют пустым, чтобы можно было расстелить скатерти и накрыть на стол.

Празднование чудесного исхода израильтян из Египта и перехода через Красное море с сопутствующими ритуалами хлеба и вина, казалось, предвещало Крещение и Искупление, и Жертву на Кресте. На праздновании, где находились ученики, Иисус изрек шесть коротких слов на арамейском: DEN HU GUFI – «Сие есть Тело Мое»; DEN HU ADMI – «Сие есть кровь моя». Так дарение хлеба в начале трапезы и чаша с благословением в конце с последним приказанием: «Сие творите в мое воспоминание», – приобрели новое непредвиденное значение.

В настоящее время комната последней вечери, представляет собой реконструкцию строения крестоносцев. Вполне может быть, что это подлинное место.


Гефсемания: сад оливкового пресса

Прежде, чем покинуть зал тайной вечери, Иисус и его ученики пропели Аллилуйя, Псалмы 113 и 114, прославляющие исход из Египта, «из долины рабства». Затем они спустились в долину Кедрона, прошли мимо так называемой Гробницы Авессалома с куполом в форме шатра – тем же путем, которым бежал от мятежного сына Давид. Они достигли места, известного на иврите как Гаг Шеманим, или Get Shemen по-арамейски, что означает «оливковый пресс» – отсюда и знакомое нам слово Гефсиманский.

Евангелия не указывают точное местоположение. Сегодня здесь растет семь древних олив. Возможно, это современницы Иисуса или потомки маслин тех времен, получившие новую жизнь от ростков. Здесь также находилась просторная пещера с остатками древних гробниц, давным-давно опустошенная и заброшенная. Внизу длинной лестницы сохранилось еще несколько гробниц, превращенных в церковь с пустым гробом Девы Марии. В южной части пещеры есть голый камень, по легенде камень страстей Иисусовых – на котором он молился, чтобы чаша сия минула его, и где он принял Волю Господа. Он находился в некотором отдалении от пещеры, где оставались ученики.


Арест Иисуса

Не существует точных указаний на то, где именно происходил арест Иисуса. Пока он молился в одиночестве, оставленные им ученики, вероятно, были в пещере. Иуда Искариот уже замыслил арест Иисуса и сообщил знак, по которому его должны были узнать при свете полной пасхальной луны – поцелуй.

Возможно, Иисуса арестовали в пещере, но Лука пишет, что арест происходил лишь на расстоянии брошенного камня от места, где молился Христос. Сегодня эта пещера, где уснули ученики, называется Грот предательства.

Согласно Матфею, за Иисусом пришла целая толпа, вооруженная «мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (26:47). То же рассказывает и Марк. Иоанн, однако, говорит об отряде солдат и служителей Храма, посланных первосвященниками и фарисеями (18:3). Только у него упоминаются гражданские власти. Все четыре Евангелия приводят историю о том, что одному из рабов первосвященника отрубили ухо. Иоанн единственный приписывает этот поступок Петру. Иисус немедленно исцелил раба, коснувшись уха, и упрекнул Петра: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (От Иоанна, 18:10-11).

После этого ученики покинули Иисуса и бежали (От Марка, 14:50). Юноша, на котором ничего не было, кроме льняного покрывала, предположительно, набедренной повязки, выскользнул из нее и бежал нагой. Воспоминание кажется настолько личным, что верится – это был сам евангелист Марк. Иоанн уточняет, что за Иисусом последовали Петр и другой ученик, который был знаком с первосвященником. По прибытии в дом первосвященника ученик просил, чтобы Петру позволили войти.


Допрос у Анны

Только у Иоанна (18:12-13 и далее) имеется запись о том, что после ареста Иисуса отвели к бывшему первосвященнику, Анне, который находился у власти с 6-го по 15-й год. Его зять Каиафа не был его непосредственным преемником, он занимал эту должность с 18-го по 36-й год. Очевидно, Анна провел предварительное расследование, расспросив Иисуса о его учениках и учении. Здесь Петр отрекся от Иисуса в первый раз. Иисус отвечал Анне, что он проповедовал в синагогах открыто и не совершал ничего тайного. Анна подверг его слова сомнению и, связанного, послал к Каиафе.

Два места в Иерусалиме спорят за право считаться домом Анны. Это маленький женский монастырь в Армянском квартале, Deir el Zeitum, Монастырь Оливы, названный так по имени дерева к которому, как утверждают, был привязан Иисус. Существующее сегодня дерево, безусловно, слишком молодо и не могло расти во времена Иисуса, но оно могло быть выращено из черенка дерева, росшего на этом месте раньше. Рядом находится стена, «камни которой возопиют». Поблизости стоит церковь Святых Архангелов. Она названа так по армянской легенде, потому что Архангелы в ужасе закрыли крыльями лица, когда стражник ударил по щеке Иисуса, спросившего у Анны, что он говорил худо. В церкви Святых Архангелов имеется большой нартекс, или крыльцо, абсолютно не соприкасающееся с остальной частью здания. Утверждают, что это здание и было тюрьмой, в которой содержался Иисус.


Допрос у Каиафы

В южной части Армянского квартала есть недостроенная церковь и кладбище, на котором похоронены армянские патриархи. Это место окружено стеной и ворота держат запертыми. Армяне верят, что именно на атом месте стоял дом Каиафы, а не там, где сейчас находится церковь св. Петра – In Gallicantu (при крике петуха). Иоанн, который сообщает больше деталей, чем другие евангелисты, относит отречение Петра и петушиный крик, предсказанный Иисусом, к допросу у Анны, а не к последующему допросу у Каиафы. Матфей различает две стадии – допрос и, затем, собрание совета священников и старейшин, Синедрион. По закону, они не могли собираться ночью, очевидно, Синедрион собрался, как только наступило утро. Иисуса обвинили в богохульстве за то, что он выдавал себя за мессию. За что Синедрион и приговорил Иисуса к смерти. Подобное решение не было во власти Синедриона: оно было отобрано у первосвященника Иродом. Второе собрание проходило в gesith, судебном зале Храма.


Св. Петр в Галликанту

На восточном склоне холма нависает над обрывом современная церковь с таким названием. Она построена на руинах, относящихся к периоду с 37 г. до н.э. по 70 г. н.э. Это, несомненно, был сельскохозяйственный участок с погребами, конюшнями, цистернами, с вырубленными в скале сооружениями. В одной из цистерн отсутствует поддерживающая крышу колонна. Пока не была построена современная лестница, попасть внутрь можно было только через отверстие в крыше. Полагают, что это была тюрьма Иисуса в доме Каиафы, где он ожидал рассвета и суда Пилата.


Суд Понтия Пилата

Во времена крестоносцев распространилось представление, что резиденция Пилата в Иерусалиме находилась во дворце Антония с северной стороны Храма. Ни одно из Евангелий не дает точного местоположения. Филон Александрийский, великий еврейский философ времен Иисуса (он умер в 40 г. н.э.), сообщает, что римские прокураторы, когда приезжали в Иерусалим, всегда селились в Цитадели.

Пилат, вероятно, сначала допрашивал Иисуса наедине. Обстоятельства не были ясны. Жена Пилата имела ночью видение и умоляла его не заниматься делом Иисуса. Попытка Пилата освободить Иисуса в знак милосердия и в честь праздника оказалась безуспешной. Вместо него был освобожден разбойник Варрава. Затем Пилат узнал, что Иисус родом из Галилеи, и попытался потянуть время, отослав его к Ироду Антиппе.


Иисус перед Иродом Антиппой

Пилат решил, что Иисус подпадает под юрисдикцию Ирода, тетрарха Галилеи, и поэтому передал дело ему. Ироду мог принадлежать один из нескольких иерусалимских домов, но нет никаких указаний на то, где именно он находился.

Ирод открыто признал, что он испытывает удовольствие от встречи с Иисусом. Он слышал о нем и давно желал увидеть, как тот совершает чудо. На свои расспросы Ирод не получил никакого ответа. Поэтому и он, и воины его свиты стали насмехаться над Иисусом, нарядив его в пышные царские одежды. Ирод с полным основанием имел право заявить, что его власть простирается лишь на Галилею и Перею. Так как на Иудею его власть не распространялась, он не мог выступить судьей над Иисусом.


Виадолороза – крестный путь

На Иисуса возложили терновый венец, подвергли бичеванию и облачили в багряные одежды. Люди Пилата насмехались над ним: «Радуйся, царь Иудейский!» Пилат сам вывел его к толпе, яростно требовавшей распятия. Пилат опасался выносить приговор на основании столь шатких обвинений. Иисус же никак себя не защищал. Согласно Иоанну, Пилат всеми силами старался освободить Иисуса, но безуспешно.

Толпа зашумела, усомнившись в лояльности самого Пилата кесарю. Слышались крики, что любой, объявивший себя царем, противник кесаря.

Когда Пилат понял, что они говорили, он вышел и вынес удовлетворивший толпу приговор. Иисус был отдан на распятие. Пилат старался остаться в стороне; даже бичевание, которое предваряпо распятие, чтобы облегчить участь жертвы, не было довершено.

Неизвестно, каким путем Иисус шел к Голгофе. Via Dolorosa, Крестный путь, является плодом человеческой любви и преданности. Первоначально путь вел от Гефсимании к дому Каиафы на горе Сион, затем к Претории рядом с Храмом, а затем к Святой гробнице. По мере того, как росло поклонение, росло число памятных мест. Наиболее вероятным представляется, что Пилат произнес приговор в Цитадели, находившейся в противоположном Антонии направлении.


Голгофа: место черепа

По римскому праву казнь совершалась сразу же после смертного приговора. Двое разбойников уже были осуждены, и сейчас к ним причли Иисуса. На месте казни соорудили столбы, и каждому из казнимых дали нести его крест. Вскоре Иисус упап под тяжестью креста, и тогда крест заставили нести встреченного африканца, киренянина по имени Симон.

Общие очертания Голгофы удалось определить лишь в 1960-70-х годах при раскопках у Гроба Господня. Она находилась за городскими воротами в заброшенном карьере, где уже было несколько гробниц. Распятие происходило с южной стороны на невыработан-ной скале, выступавшей подобно мысу, чем и объясняется ее название, а трещины, из-за которых здесь нельзя было добывать камень, еще видны под искусственной площадкой, где сейчас находятся святыни Голгофы. Здесь троих приговоренных пригвоздили к их крестам и привязали к вертикальным столбам. Недавно нашли место, на котором распяли Иисуса, и сейчас этот голый камень можно увидеть под пуленепробиваемым стеклом.


Крест

Нет слов, чтобы описать поругание и муки Иисуса на кресте. Он был подвергнут страданиям, которые Цицерон считал недостойными свободного человека. Греки и римляне подвергали этой казни только рабов и тех, кто выступал против власти. В Свитках Мертвого моря автор «Комментариев Наума» осуждает как врага «того, кто подвешивает человека живым»; другой автор отмечает, что такая смерть была уготована предателям. В древних рукописях не сохранилось достоверных описаний распятия, и нам неизвестно, как в точности оно происходило, и каким образом прикрепляли к кресту осужденных.

В 1964 году в Гиват ха-Мивтар нашли останки распятого человека в возрасте от 24 до 28 лет. Полностью сохранились лишь отдельные фрагменты ступней. Они были закреплены деревянным бруском и гвоздем длиной около 20 см. Для того, чтобы тело не сорвалось под собственной тяжестью, было сделано небольшое сидение. Но каким бы ни было положение распятого дыхание было стеснено настолько, что человек постепенно задыхался. По другому предположению, ноги прибивали каждую отдельно, а все другие действия производились как описано выше. Агония жертв была слишком ужасной, чтобы наблюдать ее. Возможно, именно по этой причине до нас не дошло подробного описания казни.

Реликвия, которая хранится в Турине, известна как Святая Плащаница Иисуса. На ней видны очертания распятого человека. Было высказано предположение, что это подделка, выполненная между 1260-1390 гг. Современные исследования, однако, противоречат этому утверждению. Часть, из которой были взяты пробы для радиоуглеродного анализа, возможно, действительно была соткана заново в 17 веке. Кроме отпечатка тела, на центральной части Плащаницы видны монеты первого столетия, еврейские филактерии, гвозди распятия, римское копье и следы сотен цветов. Из них двадцать растут в Иерусалиме, а еще восемь – на расстоянии не более двадцати километров от него. В Европе они большей частью не известны. Трудно представить, как такое можно было подделать, и, вполне вероятно, это и есть Плащаница Иисуса.


Могила Иисуса

На южной стороне греческих хоров в церкви Гроба Господня можно видеть великолепную современную мозаику в стиле Эль Греко. Она находится за камнем, известным как Камень Помазания, и при входе в церковь сразу же бросается в глаза. Мозаика напоминает о приготовлениях к погребению тела Иисуса. Собственно гробница находится в расположенной к западу от церкви ротонде, круглом сооружении с куполом на колоннах. В четвертом веке, начиная с 326 г., когда была построена церковь, и в течение ряда последующих лет собственно гробница была отделена от скалы на холме. Очертания холма различимы и сейчас. Иисус был похоронен не в могиле и не в саркофаге (каменный гроб с крышкой). Его тело положили в гробницу, вход в которую закрывает камень. Такой тип гробницы известен как arcosolium. Иоанн, описания которого более подробны, чем у других евангелистов, пишет, что Мария Магдалина, заглянув в гробницу, увидела двух ангелов сидящих, один – в головах, другой – в ногах. В аркосолиуме тело располагали на уступе в арочной нише. При реставрации гробницы и ее внутреннего помещения в 1555 г. такой уступ еще существовал.


Садовая гробница

Иисус, как считают, был похоронен в Садовой Гробнице за городскими стенами. И сегодня эта гробница остается местом горячего поклонения христиан. Заботливо ухоженный сад служит прекрасным местом для молитв.


Эммаус

Лука (24:35) рассказывает о явлении Иисуса двум ученикам на пути в Эммаус, когда они спорили о воскресении, и как Иисус открылся им «в преломлении хлеба». Известно, что это произошло на расстоянии десяти-двенадцати километров от Иерусалима. Два места оспаривают эту честь: Эль-Кубейба (al-Qubeiba) и Эммаус (Amwas), вблизи от Абу-Гош. Впервые Эль-Кубейба была отождествлена с Эммаусом Франческо Суриано в 1485 году. При раскопках в этом месте были обнаружены остатки византийской церкви и поселения времен Иисуса. Более ранних свидетельств связи этого поселения с евангельским сюжетом не существует.

Эммаус, что у Абу-Гош, имеет долгую историю. В 67 г., когда император Веспасиан разместил здесь свой Пятый Македонский легион, место было переименовано в Никополь. И Ориген (середина третьего столетия), и Евсебий, и св. Иероним считают Никополь Эммаусом из Евангелия. Во времена римского завоевания, 1-2 век н.э., здесь была построена римская вилла. В третьем веке поставили базилику, и еще одна базилика меньших размеров была поставлена в шестом веке. Время постройки этих сооружений весьма спорно.

На основе всей имеющейся на сегодняшний день информации можно считать, что Эммаус более вероятное место явления Иисуса ученикам.


Церковь Апостола Петра

Последняя сцена Евангелия от Иоанна – явление Иисуса ученикам по Воскресении из мертвых – происходит на берегу Тивериадского озера (От Иоанна, 21). Они ловили рыбу, но не поймали ничего и на рассвете подошли к берегу, на котором стоял Иисус. Он спросил, поймали ли они что-нибудь. Когда они ответили ему: «Нет», – он сказал им закинуть сети по правую сторону лодки. Они закинули, сети сразу оказались так полны, что ученики не смогли поднять их на борт и оттащили к берегу.

После завтрака Иисус три раза спросил Петра: «Любишь ли меня?», на что он трижды ответил: «Да». И после каждого ответа Господь говорит Петру: «Паси агнцев моих». Затем Он предсказывает смерть Петра на кресте.

Вокруг камня, на котором, по преданию, стоял Иисус, возведена маленькая церковь. Рядом с ней в старину были высечены ступени, спускавшиеся к озеру. Здесь растет несколько пальм и других деревьев, разбиты цветочные клумбы. Кроме них и небольшого скромного сооружения, все осталось таким, каким было почти две тысячи лет тому назад.


Гревиль ФРИМАН-ГРЕНВИЛЬ


Газета «Християнин» 02(11)2003


© 2008-2020