Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».
При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.
Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.
|
|
Взойди на гору
Говорят, что лучше гор – только горы. Ведь именно с высоты открываются захватывающие дух горизонты, которые невозможно увидеть с земли. И все бы ничего, да на гору нужно забраться. А это уже и силы, и опасности, и время. Но я не о заснеженных горных вершинах, а о том, как на гору Бог позвал Моисея. Одного. И не для созерцания красоты Вселенной. Он хотел поручить ему дело особой важности. Во-первых, передать превосходные Законы своему народу, а во-вторых, устроить замысловатую Скинию собрания, которая, как оказалось, была сосредоточием символов грядущего искупления человечества. А для этого нужно было не только рассказать, но и показать. Ведь ничего подобного не было ни в Египте, ни у окружающих народов. И Бог рассказывал и показывал устройство Скинии, жертвенников, Святого Святых, ковчега завета, светильника. А сколько мелочей нужно было увидеть и уразуметь: размеры вещей, материалы, из которых их нужно было сделать, форму, цвет. А человек – существо ограниченное, поэтому Творец старательно и терпеливо давал своему слуге повеления, которые нужно было выполнить там, внизу, на земле, чтобы было все в точности, как повелел Бог Моисею. Думаю, никто не будет спорить, что между увиденным и воплощенным – огромная разница. А Бог очень требователен, у Него нет допусков или погрешностей, все должно быть в точности! Приказание получено, Моисей сходит с горы и начинается второй этап. Назовем его строительство или созидание. Созваны избранные Господом мастера, сделаны объявления в народе, заработали прялки, задышали меха – началось! Нет в Библии об этом периоде детальных описаний, но мне кажется, что Моисей целыми днями следил за всем процессом: объяснял, поправлял, уточнял. Наверное, что-то переделывалось, удлинялось, укорачивалось, меняло цвет, объем, форму соответственно увиденному на горе. Возможно, все были довольны, возможно, кто-то проявлял недовольство, переделывая ту или иную деталь Скинии, но Моисей делал все так, как сказал ему Господь. Наконец настал третий, самый торжественный этап – сдача объекта. Собирались покрывала, устанавливались столбы, крючки одевались в кольца, расставлялись по местам принадлежности – вставала во всей красе Скиния. И мы читаем: «И увидел Моисей всю работу, и вот они сделали ее: как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей» (Исх. 39:43). Само собой разумеется, что мы, современные служители, размышляем больше не о ветхозаветной скинии, а об устройстве Христовой Церкви. Многие из нас уверовали еще при атеистической власти, многие уже с трудом расшифруют аббревиатуру СССР, а некоторые даже и не знают, как звали «вождя» мирового пролетариата. Но нас объединяет то, что мы, кто в большей степени, кто в меньшей, причастны к строительству Его дома. Мало кто из нас неправильно понимает практическое богословие, за исключением заблудившихся. А в основной массе, благодаря верности наших дедов и отцов, наши взгляды на духовные принципы не претерпели изменения. Основание у нас вечное и непоколебимое – учение Господа нашего Иисуса Христа. Но Апостол с тревогой предупреждает: «Каждый смотри, как строит» (1 Кор. 3:10). Вот здесь и можно провести много параллелей в отношении Моисея, который получил чертеж и в точности отобразил все, когда строил. Почему у нас с этим проблемы везде и повсюду? Почему мир вошел в Церковь и обезобразил вечный замысел Отца: приготовить Сыну прекрасную невесту? На кого она стала похожа?! Пришлось много провести бесед, много было встреч со служителями, проповедниками, членами Христовой Церкви и в Украине, и за ее пределами. За редким исключением все говорят и понимают правильно, соответственно Евангелию, но, когда доходит до практики, увы. Справедливости ради скажу, что много сторожей действительно поднимают проблемы современности на братских беседах, некоторые даже с церковных кафедр ревностно изобличают грехи и пороки народа, но воз и ныне там. Оказывается, между словом и делом, между теорией и практикой – большая разница. Почему у Моисея получилось все сделать в точности, а мы от бессилья разводим руками, и оправданием для нас служит то время последнее, то противостояние врага души, то непослушание людей? А во время Моисея врага душ не было? А народ израильский не был жестоковыйным? К тому же Моисей, в отличие от нас, был кротчайшим из людей! Но как он смог, несмотря на все трудности, и Скинию построить «как повелел Господь», и Законы и Уставы прижились в народе, и в субботу никто не работал, и к земле обетованной народ привел? Вероятнее всего, ответ кроется в послании к Евреям: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:1-6). Только вдумаешься в эти строки и уже благоговеешь от понимания того, как может Бог среди миллионов людей находить кроткие и, вместе с тем, верные сердца. Священное Писание подчеркивает верность Моисея, поднимая ее до уровня верности Христа! А это уже что-то значит. Выходит, верность Моисея не сломили никакие обстоятельства. А ведь и ропот был, и неповиновение, и бунты, и грех искал лазейку, и оставался в одиночестве Божий слуга, но довел дело до конца! Для нашего малодушного, бесконечно любящего, всепрощающего и всевмещающего поколения есть одно объяснение – неверность. Вы спросите, в чем она заключается? В отсутствии взаимосвязи между словом и делом. Вот посмотрите, какова она у Бога: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт. 1:6-7). Заметьте, «сказал» и «создал». Также не было различий между порученным и сделанным у Моисея и пророков, у Христа и апостолов. Послания апостола язычников Павла к различным Церквям вообще изобилуют словами: «прошу», «умоляю», «убеждаю», «предваряю». Когда уговоры не давали ожидаемого результата, он начинал «запрещать», «приказывать», «повелевать». А когда и это не возымело действия, то делал следующее: «... таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:20). Кроме того, строки апостола пестрят необычными для духовных дел оборотами: «добрый воин», «воинствовать», «переносить страдания». А в послании Галатам отмечу еще один штрих, глубоко освещающий духовную борьбу апостола: «...а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2:4-5). И ангелу Ефесской церкви пришлось нелегко, что даже, как думалось, «апостолов» не принял! А зачем вообще борьба, за что-то подвизаться, что-то отстаивать? Мы же под «благодатью», нужно отпустить «цены» в свободное плаванье и иметь покой в сердцах и общинах. Да нет! Апостол «от самого Господа принял то, что и нам передал» и очень переживал, и следил, чтобы мы не отклонились от курса и не прошли мимо Ханаанских врат. Где-то слышал об одном очень уважаемом служителе. На конференциях и братских общениях он ярко, точно и верно наставлял слушателей в истине. Но кто-то робко спросил его, почему в церкви, где он несет служение, имеют место мирские одежды, украшения, краски и прочее. Все получили неожиданный ответ, что если он начнет требовать чистоты, то люди разбегутся... Моисей и другие наши предшественники внимали Божьей воле и старались ее выполнить в точности, чего бы им это ни стоило. Почему же многие из нас стараются уклониться от борьбы и страданий и переходят на «иное благовествование»? Первое. Кто-то из нас, похоже, просто никогда не был «на горе», в общении с Богом и не уразумел всю волю Божию относительно Его Церкви. А так, по «накатанному», принял служение и довольствуется тем, что есть. Таковым скажу, что им немедленно нужно встретиться с Господом, получить ясные указания и начинать готовить Церковь к восхищению, чтобы Христос не сдвинул светильник. Второе. Некоторые, побывав на горе, получают повеление. Но когда встречаются с реальностью, проявляют слабодушие, ограничиваясь только словами, и, страдая, объясняют Богу свою немощь ложным бессилием. Если бессильны, начните с малого: наведите соответствующий Священному Писанию порядок в своих домах. Страшно даже подумать? Поговорите с женой, детьми, расскажите о вашей встрече с Богом, о Его повелении и вашей ответственности как отца. Вместе пересмотрите содержимое дома, шкафов, сумочек, борсеток, карманов, компьютеров, мобильных телефонов, сердец наконец. Вместе выкопайте яму «под дубом, который близ Сихема», положите туда все неугодное Господу и закопайте. И дорогу туда забудьте. А потом с Божьей помощью и в церкви все получится. Не наоборот. Третье. Когда Скиния ну никак не строится по образцу, увиденному на горе, часто вина перекладывается на вышестоящих духовных начальников. И служителю удается убедить самого себя в том, что он должен проявлять послушание «старшим». У старших своя зона ответственности перед Пастыреначальником. Но нам нужно понять, что за церковь, вверенную Богом, в ответе ангел каждой в отдельности церкви от Ефесской до Лаодикийской. Ведь в послании Христа семи церквям нет и намека на иерархию. Пеняем только на себя. Четвертое. Есть прекрасные Божьи рабы, верные и добрые, незаметные и простые, но обладающие верой! Они привыкли слушать Пастыреначальника и просто, день за днем, год за годом строят Скинию-церковь, в точности. Они не взирают на время и место, на обстановку и обстоятельства, терпят недостатки, скорби, озлобления... А сердца наполняет удивительная неземная радость скорой встречи с Господином. И Он скажет: «Добрый и верный раб!... войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23). «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё» (2 Тим. 4:1-5).
Василий КРАВЧУК
Газета «Християнин» 01(64)2018
|