Главное меню

Последние статьи

Случайные статьи

Авторские права
Все авторские права на статьи принадлежат газете «Христианин».

При любом использовании материалов сайта, ссылка на christianin.net.ru обязательна.

Редакция не всегда разделяет мнения авторов материалов.



Ссылки


Украина онлайн

Церкви.com

Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.
Газета «Християнин»
(Украина, Херсонская область,
г. Новая Каховка)
приветствует Вас!


На этом небольшом сайте вы можете
прочитать все статьи из нашей газеты,
а так же скачать её электронную версию.
>>Читать последний номер<<
>>Скачать календарь на 2022 год<<

По другую сторону медали

Но церкви пугающе пусты, люди ушли из храмов. Это страшная правда – Европа становится постхристианской. В соборах музеи и магазины. Только в середине молчаливых залов группа сиротливых скамеечек перед алтарем.


Говоря о последнем времени, мы в качестве аргументов приводим события в мире. А как же, подумать только, сколько происходит войн, так называемых «этнических чисток», террористических актов, природных катаклизмов, землетрясений, где-то люди умирают от голода, появились тяжелые, неизлечимые болезни... И этот перечень можно продолжать и продолжать, а в доказательство пригоршнями сыпать даты, цифры и раздирающие душу события и факты. И это правда! Об этом говорил сам Христос два тысячелетия назад: «Также услышите о войнах и о военных слухах... восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Матф. 24:6-7). «Исполняется?» – спрошу. «Исполняется...» – ответите. Но Иисус Христос успокаивал нас: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Матф. 24:6). И действительно, повлиять на мировые события или изменить их ход нам, верующим, трудно. Мир подходит к своему концу.

Но Евангелие открывает нам и другую сторону событий последнего времени, на которую мы упрямо не желаем ни обращать внимания, ни исследовать. А Господь, на вопрос Апостолов: «... какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3), твердо отметил совсем другое: «... берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Матф. 24:4-5). Другими словами то, что будет происходить в мире, будет и заставит вас волноваться. Но в первую очередь, обращайте внимание на то, что будет происходить в Церкви и вокруг нее. Именно там, и именно в нас самих спрятана суть проблемы ожидания прихода Христа. Вот где нужно бодрствовать и не обманываться, а не поражать сердца слушателей количеством и масштабами стихийных бедствий или еще чем-то другим.

Слово, которое употребляет Господь на Елеонской горе в разговоре с учениками, которое переведено как «прельстил», по-гречески буквально значит «принуждать блуждать, отводить в сторону, сбивать с пути». В переносном значении – уводить, обманывать (прельщать, обольщать, заблуждаться).

Из этого следует, что есть какая-то удивительная дорога, по которой, и только по ней одной, нужно идти. И с этой, единственно правильной дороги, найдется много желающих нас увести. И когда это им не будет удаваться, то жестоко, агрессивно нападая, несмотря ни на какие правила, нас всеми средствами будут вынуждать блуждать, отводить в сторону или сбивать с дороги. Борьба не на жизнь, а за жизнь. И притом вечную! Вот только вслушайтесь о каких поступках этих людей дальше говорит Христос: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Матф. 24:9-13). «Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними» (Марк. 13:9).

Дух Святой принес для нашего народа простую и чистую Евангельскую науку и чудесным способом вручил нашим предшественникам. Еще в начале прошлого века моему деду Кравчуку Роману Борисовичу (и не только ему одному) жителю, а в дальнейшем и служителю Церкви ХВЕ с. Бельская Воля, Владимирецкого района, который на Ровенщине, три небожителя рассказали и показали как придет Евангелие на Украину, какие должны быть богослужения, их ход и так далее. И это тогда, когда еще благословенные ноги проповедников Божьего Слова и не ступали в той местности. Возникает естественный вопрос, почему Дух Святой Сам возвестил это? Проще было бы поехать в богатую духовно Европу и там позаимствовать богослужебный опыт тамошних Церквей. Но и апостол Павел пишет, что он «от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11:23). А может на Западе в те года уже началось незаметное отступление? Приоткрыть бы занавес Истории... И вот, совершенно случайно, один из моих сыновей, готовясь к Рождественскому молодежному вечеру, в книге Л.Ю. Коваленко «Облако свидетелей Христовых» нашел интересный материал о Первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне в 1905 году. На этом Конгрессе одними из делегатов были Иванов В.В., Мазаев Д.И. и Каргель И.В. Далее по тексту:


«Знакомство с описанием Конгресса и одновременно с трудами И.В. Каргеля, а через них – с его личностью и убеждениями, даёт нам возможность, если не утвердительно, то предположительно, ответить на вопрос, что же было неприемлемым для него на Конгрессе, ибо, как пишет автор статьи «На путях единства» («Бр. вестник» №5-6 за 1957 г., стр. 61), И.В. Каргель, выступая перед общиной с отчетом о Конгрессе сказал, что «пожалел, что поехал туда».

Прежде всего мы убеждены, что неприемлемыми были для него аплодисменты. Они показались «странными» и авторам книги о Конгрессе, о чем мы читаем уже на 10-ой стр.: «Нам ... способ выражения священной радости посредством рукоплесканий сначала казался странным...» Правда, дальше мы читаем, что они вскоре решили, что оно – «невинное средство».

Но если оно на самом деле «невинное», так почему же спустя 23 года, теперь уже сыну В.В. Иванова – Павлу Васильевичу Иванову-Клышникову, по возвращении с 4-го Всемирного Конгресса баптистов (1928 г. Торонто, Канада), при отчете перед баптистами г. Москвы опять пришлось «споткнуться» на вопросе об аплодисментах, бывших на Конгрессе, и произнести такую успокоительную фразу: «На деловых заседаниях там допускаются аплодисменты, на богослужебных же не допускаются» (ж. «Баптист» №12 за 1928 г., стр. 4). Разве не чувствуется в этой фразе, что он (П.В.И.-К.), ставший в 30-ые годы мучеником за евангельскую истину, считает аплодисменты нечистым, неевангельским проявлением, которому не должно быть места в христианском богослужебном собрании. А разве конгрессовые собрания не имели в виду прославление Бога? А значит, они – богослужебные; к тому же это – собрания, состоящие преимущественно из церковных служителей, пасторов, миссионеров. Не они ли должны быть, как учит ап. Павел, «образцом для верных» (1 Тим. 4:12) во всём?

Но это было не единственным неевангельским проявлением: наряду с аплодисментами в выступлениях ораторов мы встречаем сознательный, умышленный юмор и, как ответную реакцию аудитории – смех. Мог ли И.В. Каргель, хорошо знавший английский язык (В.В. Иванов и Д.И. Мазаев английским не владели, переводчиком у них был молодой брат В.А. Фетлер из Риги), не страдать душой, чувствуя, что умышленный юмор противоречит: словам ап. Павла – «пустословие и смехотворство не приличны вам» (Еф. 5:4), словам Христа – «Горе вам, смеющиеся ныне ...» (Лук. 6:25), словам Иакова, брата Господня, – «... смех ваш да обратится в плач ...» (Иак. 4:9)».


Оказывается, что такие манеры и такой стиль проведения служений, которые господствовали на Западе, уже тогда были не совместимы с понятиями наших благословенных и бескомпромиссных братьев, евангельских учителей и проповедников, потому что они понимали, что за этим стоит пустота и духовная смерть. Оказывается, уже в то время были желающие сбить с Евангельской дороги Церковь, чтобы заставить ее блуждать или отвести в бок. А теперь, во многих наших Церквях, это уже давно есть и даже больше. На возвышении – девочки с распущенными волосами и непокрытыми головами в мини-юбочках «воспевают» Господа, а пасторы, проповедники и «лидеры» молодежи так сыплют шутками, проповедуя о какой-то странной любви, которая всех и вся любит и ни на что не смотрит... Одним словом, весело, аж плакать хочется. А в глубину и копать не нужно, чтобы определить температурное состояние духовности таких церквей. Все итак на поверхности.

Прошло, без малого, столетие. Вы желаете узнать, как изменилась Европа за это время и, в частности, духовно? Приведу еще одну статью, свидетеля еще одного большого духовного форума в той же Европе, пастора Павла Минаева (Международный конгресс евангелистов, г. Амстердам, 2000 г.), делегатом которого он был:


«Впервые увидел Европу воочию – это моя первая зарубежная поездка. Вид из окошка самолета – нарезанные правильными квадратиками поля, черепичные крыши домов, почерневшие шпили церквей. Вены дорог, потоки машин. Европа – маленькая и тесная, каждый клочок земли ухожен. Все правильно и продуманно – рационализм у европейцев в крови. Нас иногда от этой правильности подташнивает...

Прилетели днем. Огромный аэропорт, город в городе, крик современных технологий. Металл, пластик, бетон, зеркальное стекло – мелодия геометрии. Наш украинский Борисполь по сравнению с Хипполом – забегаловка. Все стильно и красиво, но красота какая-то холодная.

Встретили нас братья с бейджами (символами) конгресса, улыбаются, проводили до автобуса. Разнокожие делегаты со всего мира, приподнятое настроение, предощущение значимого и важного. Везде плакаты конгресса. Чувствуешь, что ты важен и нужен, а вместе с тем, Господи, недостоин я всего этого...

Зеркальные стены аэропорта отражают огромные чаши с цветущими подсолнухами, высотой в человеческий рост! Любят здесь цветы, особенно национальный цветок – подсолнух. Он везде – в витринах магазинов, на сувенирах, у цветочниц, на плакатах и рекламе. Понял, почему Ван Гог любил писать подсолнухи. Голландия – его родина.

«Из грязи в князи». Это обо мне. Дело в том, что на конгресс я попал прямиком из украинского села Здолбица, что под Ровно. Бедного, грязного, запущенного, Богом забытого. Там стояла наша палатка благовестия. Прошел дождь, и плохо одетые люди медленно шли в палатку, меся грязь.

А тут – сверкающая Европа. Перевариваю контрасты – не по себе мне. Больно за страну свою, жалко народ. Господи, доколе?

В панораме города – соборы и церкви тянутся в небо, как всплески кардиограммы. Причудливы и разнообразны фасады домов. Мосты, каналы, лодки, катера, баржи... Амстердам – северная Венеция. Множество флагов на домах и лодках. Какой-то культ флагов – любят голландцы свою родину.

Мощеным мостовым лет по пятьсот. По этим мостовым ходили Рембрандт и Эразм Роттердамский. Туристы топчут ногами историю Старого света.

Параллельно спокойной и теплой, строгой и величественной средневековой архитектуре Амстердама существует другой мир. В городе много скульптур и композиций в стиле модерна, хайтека и концептуализма. Завязанные в узел стальные трубы, гранитные брусья, сложенные в колодец, коммуникации зданий, специально выведенные наружу хитросплетениями труб, воздуховодов и кабелей. Бесформенное нагромождение огромных металлических фигур, расколотые сферы, вывернутые наружу предметы. Разрушается форма, объем, образ, цельность классического искусства. Борьба – кто кого. Классика проигрывает наглости и настырности модерна и сюрреализма. Агония гармонии.

Скульптура у королевского театра в Утрехте, городе близ Амстердама – маску человека разрывают грубые руки. Немой крик. Разрушение образа человека, судороги современного мира. Крах личности, морали, этических норм. Визуализация души Европы. При этом не покидает странное ощущение, что в этом есть какой-то дикий, страшный, дьявольский шарм.

Кафедральный собор в Утрехте потрясающе красив. Музыка готики, арки и шпили кричат небу на высокой ноте. Господи, как здорово! Внутри – изысканные интерьеры, витражи играют радугой... Красота такая, что дух захватывает.

Но церкви пугающе пусты, люди ушли из храмов. Это страшная правда – Европа становится постхристианской. В соборах музеи и магазины. Только в середине молчаливых залов группа сиротливых скамеечек перед алтарем. Сжимается, как шагреневая кожа.

Странные методы самовыражения у молодых людей. Безобразно одетые, на телах татуировки, особенно у девушек. Серьги в ушах, носу, губах, бровях, на языке и животе. Доразвивались до первобытности.

Мировое христианство стремительно «темнеет», становится желто-смугло-черным. Белых на конгрессе было гораздо меньше. Тенденция, однако.

Африка постоянно плачет о своей бедности, но поразил один факт. Вышли в город делегаты, глазеют на богатые витрины магазинов. Впереди лавина африканцев, за ними кучка наших из Украины. Африканцы скупают все подряд, тащат за собой огромные коробки с видео и телеаппаратурой. Украинцы не могут позволить себе купить чашечку кофе. Тенденция, однако.

Один украинский пастор на конгрессе говорил мне проникновенно: «Павел, посмотри, какие разные люди и как нации по-разному славят Бога. Как Бог расширяет здесь сердца!» «Не беспокойтесь, – отвечаю. – Приедем домой, сердца вновь сузятся. Никаких эмоций, никаких чувств, никаких аплодисментов. Каменные лица – символ нашей доморощенной духовности и святости». Сказал, а в ответ – тишина.

Конгресс созван американцами, финансируется американцами, проводится американцами. Звучат американские песни, льются американские мелодии. Торжество страны и их методов евангелизации и понимания христианства. Американцы живут в отелях, перемещаются на комфортабельных такси и автобусах. Обедают в ресторанах. Остальной мир конгресса живет в огромном, продуваемом сквозняком ангаре, давится в электричках и жует сухие пайки. Смутное ощущение обиды». (Из журнала «Вера и жизнь» № 6/2000(138), в сокращении).


Посмотрите, что произошло с христианской Европой, когда-то богатой на Миссионерские и Библейские общества, через 100 лет? Из сегодняшних новостей узнаём, что в Великобритании выставлены на продажу сотни храмов. Только католическая паства за десять последних лет сократилась на полмиллиона. Согласно официальной статистике, число посещающих храмы катастрофически падает. И это проблема всей Европы. Голландия, например, ежегодно теряет по тысяче храмов. Их часто покупают под рестораны и ночные клубы...

Не раз перечитывал впечатление этого пастора и понимал, здесь что-то не все в порядке. Минул лишь век. Так красиво, по-своему, продолжают воспевать Господа в Европе, проходят съезды и конгрессы, правда, сами европейцы представлены на них в малом количестве. И тревожит душу немой вопрос: почему же «церкви пугающе пусты», и почему «люди ушли из храмов»? А может Церковь увели с дороги и заставили блуждать? А начиналось все с невинных аплодисментов и шуток, которые наши предшественники категорически не воспринимали. И пока еще существует этот евангельский контингент бескомпромиссных сторожей, может благодаря этому и идет Церковь евангельской дорогой?

Дорогие братья и сестры! Благодарите Господа, если у вас в Церкви братья следят за евангельской дорогой, молитесь за них, поддерживайте и будьте в послушании Слову Божьему. А кто кого сбил в вашей семье или церкви и каким способом, с какой дороги, когда и где – оставляю на размышления читателей. Говорят, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Похоже, что это так. А в окончание лишь повторю слова Христа: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Марк. 13:37).


Василий Кравчук


Газета «Християнин» 01(30)2009


© 2008-2020